Статьи Гомельский Евгений

КУЛЬТУРА И ЭТИКА В РАБОТЕ ТРЕНЕРА

КУЛЬТУРА И ЭТИКА

В РАБОТЕ ТРЕНЕРА

Научное объяснение значения слов «культура» и «этика» звучит так: «Культура — совокупность достижений человечества в производственном, социальном и интеллектуальном отношении». «Этика — философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе. Совокупность норм поведения какой-либо общественной группы, профессии».

Мой тренерский и жизненный опыт был уникален. После окончания Латвийского института физической культуры в 1961 году я был направлен на работу тренером юношеских команд в детскую спортивную школу № 2 города Сталинграда (ныне Волгоград). На сегодняшний день я единственный советско-российский тренер, кто по 20 лет проработал с мужскими и женскими командами. С мужскими — это «Динамо» (Волгоград) и «Динамо» (Москва), с женскими — «Динамо» (Москва), со сборными командами СССР и России. Был главным тренером женских клубных команд в Израиле, Испании, Польше. Учитывая этот накопленный опыт, имею моральное право высказывать свои взгляды на проблемы культуры и этики баскетбольных тренеров, учителей физической культуры в школах, преподавателей-тренеров в высших учебных заведениях, в училищах олимпийского резерва.

Особенно акцентирую внимание на работе тренеров детских спортивных школ и тренеров, готовящих резервы в профессиональных клубах.

История советского и российского баскетбола насчитывает немало замечательных имен тренеров, подготовивших выдающихся баскетболистов своего времени. Не без труда и поиска именно тренеров их подопечные вырастали в игроков экстра-класса. Приведу лишь несколько небольших примеров. Это легендарный Александр Михайлович Зинин, единственный обладатель всех баскетбольных званий — заслуженный тренер СССР, заслуженный мастер спорта СССР, судья международной категории. Он славился своим уважительным отношением к юным спортсменам и своим коллегам по работе. Это и скромный замечательный труженик Виталий Михайлович Ярошевский, подготовивший одного из самых выдающихся баскетболистов российского и мирового баскетбола Геннадия Вольнова. Это и Владимир Петрович Кондрашин, который привел нашу мужскую сборную к первой победе на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене. Именно он подготовил своего воспитанника Александра Белова.

Для меня дорогими и значимыми в нашей работе людьми всегда были тренеры, готовившие коллективы девушек. Не умаляя заслуг тренеров, работавших с юношами, следует помнить, что в завоевании первых мест на больших соревнованиях в Европе и Мире было именно за нашими женскими коллективами. Здесь нельзя не назвать Юрия Яковлевича Равинского (именем которого названа детская спортивная школа «Тринта»), который подготовил самого лучшего центрового игрока Галину Воронину. Я не встречал более разностороннего, умного, волевого и преданного своему делу игрока, чем Галина Воронина. Из великого игрока Воронина выросла в классного тренера.

В Московском «Динамо» выступала воспитанница «Школы Юного Динамовца» Татьяна Овечкина. На сегодняшний день она является самой титулованной баскетболисткой Москвы — двукратная олимпийская чемпионка, чемпионка Мира, 6-ти кратная чемпионка Европы. Тандем Овечкиной и Ворониной был украшением команды Московского «Динамо». Это замечательного игрока воспитала Вера Сергеевна Кулагина, продолжатель дела своего учителя А. М. Зинина. Самое большое внимание В. С. Кулагина уделяла гармоничному развитию молодых баскетболисток, умению постоянно думать и воспринимать баскетбол как самую интеллектуальную игру с мячом.

У нас в стране и сейчас есть замечательные тренеры резерва. Лучшей на сегодняшний день, по моему мнению, является моя землячка Кира Александровна Тржескал. Просто перечислив игроков сборных команд страны разных лет, которых подготовила К. А. Тржескал, ты видишь, какой КПД у этого тренера. Н. Засульская, С. Абросимова, М. Степанова, И. Корстин, Е. Карпова, Е. Белякова, Е. Решетько (Мелто). Я назвал не всех, но и этого достаточно, чтобы показать ее работу. Здесь нельзя также не отметить и работу ее супруга Владимира Иосифовича Тржескал.

Говоря о культуре и этике, не могу не коснуться сегодняшнего общения тренеров, спортсменов, судей, болельщиков на нашем «великом и могучем русском языке». Бывая на соревнованиях юношеских команд, я многократно слышал полублатную, хамскую, и порой нецензурную брань тренера со своими подопечными. Словечки «заткнись», «дурак», «кретин», «не смей бросать по кольцу — пусть бросает твоя бабушка» и т. д. и т. п. Молодежь сегодня также выработала в общении между собой свой жаргон: «клево», «круто», «фиолетово», «балдеж», «зашквар», «по барабану» и прочее. Выступая на семинарах для тренеров резерва, я спрашиваю у аудитории, какую книгу вы сейчас читаете, и вижу потупленный взор и молчание. Зачем книги, ведь главное — гаджеты, мобильник и планшет. Гордостью России являлись наши писатели и поэты, прославлявшие русский язык. Попросил как-то молодых коллег вспомнить названия басен великого классика И. А. Крылова, который больше ста лет назад красочно описал поведение и поступки людей, но более трех басен никто не вспомнил. Каждый день о нас судят по нашей речи. Наши слова показывают нашу интеллигентность, они говорят проницательному слушателю о том обществе, в котором мы вращаемся. Они указывают на наш уровень образования и культуры. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы это говорим. Это высказывания Дейла Карнеги, педагога, писателя, лектора и оратора.

Полагаю, что к этическим нормам поведения тренеров относится и непомерное желание прославлять себя. Конечно, больше это качество свойственно тренерам из титулованных клубов или тренерам сборных команд. В моем представлении, чемпионом по «самопиару» был Анатолий Тарасов. Несомненно, это был тренер-новатор, профессионал хоккея. В его выступлениях на телевидении и в прессе всегда озвучивалась его роль главного вершителя всех побед и успехов сборной СССР. Но стоит вспомнить, что золотые медали наша сборная завоевывала, когда главным тренером был Аркадий Иванович Чернышов, человек высочайшей культуры, образованный и скромный труженик, никогда не выставлявший себя вершителем всех успехов. И в результате к нему с огромным уважением относились и армейцы, и спартаковцы и игроки других хоккейных клубов нашей страны.

Конечно, тема этики и культуры в баскетболе касается еще одного, на мой взгляд, болезненного вопроса наших дней — это агентов баскетбола. Кто они? Каково их влияние на молодежь, родителей игроков, на администрацию клубов? К сожалению, очень большое. Подавляющее большинство из них были второразрядными, а порой и третьеразрядными баскетболистами, но по части «запудривания» мозгов молодым игрокам и особенно их родителям они первые, что позволяет им решать судьбы будущих спортсменов. Один из тренеров клубной команды сказал мне, что однажды агент ему заявил: «Если ты не будешь ставить в стартовый состав моего парня, то с треском вылетишь из клуба»!

В нашей стране есть много талантов, и мы должны оказывать максимальное внимание тому, чтобы российский баскетбол рос и развивался. И педагогическая роль тренера, как личности, здесь первостепенна.

Е.Я. Гомельский

Заслуженный тренер СССР и России

Член Зала Славы ФИБА
Made on
Tilda