Статьи Вячеслав Федорченко

Хорошие и правильные взаимоотношения – залог успехов игрока в спорте и жизни

Хорошие и правильные взаимоотношения — залог успехов игрока в спорте и жизни
Тренер как педагог, наставник и психолог для ребенка, работа с родителями
Всем добрый день! Рад всех видеть на этом мероприятии.

Во-первых хотел бы сказать спасибо за то, что пришли на мое выступление. Для меня это первое мероприятие такого рода. Поэтому попрошу слишком строго меня не судить)

Для этого мероприятия я выбрал тему “Хорошие и правильные взаимоотношения - залог успехов игрока в спорте и жизни”. Эта тема мне максимально близка и я действительно считаю это важнейшим моментом для баскетболиста на любом баскетбольном уровне и в любом возрасте. В целом, я считаю баскетбол психологическим видом спорта. От психологического состояния игрока зависит очень многое: принятие решений, мягкость бросковой руки и многое другое. Когда я выступал еще в качестве игрока, с этим были некие проблемы и поэтому я захотел раскрыть именно эту тему, поделиться своим личным опытом.

В моем выступлении я буду рассказывать лично свой взгляд и свои методы. Учить кого-то я не собираюсь, если кому-нибудь будет полезным моя тема и мой рассказ, то это замечательно.

Ссылка на файл презентации



1. Для начала, расскажу немного о себе

Как тренер:
• Главный тренер юношей СШОР ЦСКА 2007, 2011, 2015 г.р.Достижения как тренер:
• 4-ех кратный Чемпион Москвы среди юношей 2007 г.р.
• Трехкратный победитель Первенства России среди юношей 2007 г.р. в 2020, 2022, 2023г.
• Серебряный призер Первенства России среди юношей 2007 г.р. в 2021 году.
• Чемпион Москвы и серебряный призер Первенства Москвы среди юношей 2011 г.р. (Два состава заняли первое и второе место - уникальное достижение)
• Чемпион Всероссийской Спартакиады учащихся 2007 года рождения.

Как игрок:
• Игрок детской спортшколы ЦСКА (2003 г. - 2010 г.)
• Игрок ПБК ЦСКА (2010 г. - 2011 г.)
• Игрок сборной команды России U16 (2011 г.)
• Игрок БК Триумф (2011 г.- 2014 г.)
• Игрок Сборной Команды России U18 (2014 г.)
• Игрок Сборной Команды России U19 на Чемпионате Мира (2014 г.)
• Игрок Сборной команды России U19 на Чемпионате Мира 3х3 (2014 г.)
• Игрок ПБК ЦСКА (2014 г. - 2015 г.)



2. Подход к каждому игроку

Я в своей работе, убежден что, к каждому игроку нужен свой индивидуальный подход, Не возможно сделать так, чтобы у тебя в команде было 12 игроков, которые мыслят одинаково, переживают все проблемы также, и в принципе схожи с роботами. Как и мы с вами, дети совершенно по разному реагируют на критику, осознают коррекцию, воспринимают замечание или повышение голоса. Одни среагируют адекватно, кто-то взбодрится. Другие же могут замкнуться в себе, руки задрожат и он будет бояться взять на себя бросок, так как руки просто напросто трясутся.

Поэтому, я большое внимание в своей работе уделяю тому, чтобы найти индивидуальный подход к каждому игроку. Игрок, выходя на площадку, должен чувствовать себя максимально комфортно - это основополагающий тезис работы тренера как психолога.

3. Так как, я работаю с игроками до 17 лет, то рассмотрим различные возрастные этапы, проблематику этих этапов и как выстраивать взаимоотношения с родителями и игроками разных возрастных подгрупп

Начнем соответственно с самых младших - 5-8 лет. Основная тренерская миссия для этой возрастной группы - приложить все силы, чтобы ребенок полюбил баскетбол, чтобы он заинтересовался, проявлял свое желание заниматься именно этим видом спорта. Это самое важное. Нельзя перенагружать детей, особенно эмоционально, чтобы не отбить желание заниматься, чтобы огонь не погас раньше времени.

Конечно же, заинтересовать детей в этом возрасте можно по-разному, но в большинстве случаев - это игровая и соревновательная составляющая внутри тренировочного процесса. То есть помимо основ, таких как техника бега, ловля мяча, перемещения по площадке, тренер обязан уделять много времени различным вариациям игр, эстафетам и так далее, что может дать положительные эмоции ребенку. После тренировки он не должен еле волочить ноги, а с улыбкой рассказывать родителям, чем они сегодня занимались.

Вообще не знаю, как можно в этом возрасте перегружать эмоционально детей, давить. Это сыграет только в худшую сторону.

4. Что касается родителей в этом возрасте

Я стараюсь объяснять им, что в первую очередь, сейчас мы берем всех и у нас нет сверхотбора. Важно, чтобы они понимали, что нужно вкладывать много времени в ребенка, сами водили его на тренировки. Когда родители приводят своего ребенка на первую тренировку, особенно когда родители не занимались в спортшколах и так далее, им кажется, что одного раза в неделю будет достаточно - а это совершенно не так. Если родители уже сделали выбор в сторону спорта, то нужно рассказать все риски, что не только тренер и дети будут много уделять времени нашей любимой игре, но и им нужно будет с головой вовлекаться в процессы, жертвуя своим личным временем.

Также важно влюбить и родителей в баскетбол тоже. Это можно сделать, организовав, походы на какие-нибудь матчи профессиональных команд, чтобы они почувствовали эту атмосферу, этот драйв.

Я считаю, что тренеру нужно показать свою адекватность, харизму, чтобы родитель понимал, что отдал своего ребенка в действительно надёжные руки. И что они могут своего ребёнка доверить не только в профессиональном плане, но и в жизни, потому что тренер - это прежде всего педагог. Чтобы родители поняли, что тренер воспитывает не только ребёнка, как спортсмена, но и как личность - это очень важный момент.

Поэтому основной работой тренера при взаимоотношениях с родителями игроков возраста 5-8 лет - знакомство с баскетболом и тренировочным процессов, вовлечение в процесс и предупредить о рисках, связанных с их личным временем.

5. После первого детского этапа начинается следующий - это этап 9-12 лет.
Это возраст, когда уже начинаются первые игры у ребят, первые соревнования, первые формирования команд и составов. Настоящая спортивная жизнь, которая включает в себя и соревновательный процесс.

На этом этапе очень важно для тренера - влюбить игроков в работу и наладить тренировочный процесс. Сейчас рассматривать баскетбольные аспекты мы не будем, так как говорим пока о другом. Каждый этап мы будем находить основную мотивацию для игроков. Если в детском возрасте мы старались просто показать как можно получать удовольствие просто от игр и тому подобных вещей, то на этом этапе нам нужно дать понять игрокам, что в целом баскетбол и спорт - это тяжело. Что это напрямую связано с работой, с пахотой и что только трудясь придет результат.

В этом возрасте, я начинаю уже возить на сборы, работаем по 2 и по 3 тренировки в день зачастую, провожу разговоры с игроками, собрания и так далее. Я вообще считаю, что баскетбол - это один из самых тяжелых видов спорта, потому что помимо физического и технического состояния игроков и команды, важна ментальная составляющая. То есть это вид спорта, который включает в себя много аспектов,над которыми надо постоянно работать, чтобы быть на высоком уровне.

В этом возрасте начинается первая некая конкуренция, причем она может быть совершенно разной (игровое время, соревновательные аспекты, внимание тренера и так далее). Здесь очень важно тренеру донести, что у всех шансы всегда равны,рассказать о критериях отбора, чтобы была открытость для игроков. Если игрок сейчас впереди и лучше - он не должен ни в коем случае не терять мотивацию и сбавлять, а трудиться, трудиться и ещё раз трудиться.

Помимо этого, важно в таком возрасте проговорить с командой, что они выбрали командный вид спорта и объяснить что это значит: прививать важные ценности, что за поражение отвечает весь коллектив, важность поддержки и прочее. Объяснить, что такое команда? Как важно вести себя в команде, как нужно. Как нужно быть хорошим тиммейтом и быть там частью команды. То есть на этом этапе, как бы закладывается некая база для дальнейшего развития игроков, чтобы к концу этапа 9-12 лет мы были уже готовы ментально к более взрослому подростковому баскетболу.

6. В этом возрасте тренер и родители должны становиться одной командой.
Все те ценности, которые доносит тренер, должны транслироваться и дома: мотивация, любовь к работе и прочие процессы. Также важна полноценная открытость с родителями. Тренер должен объяснить, что тут идет выход на профессиональный уровень, когда постоянные пропуски тренировок - могут оказаться пропастью в баскетбольном развитии. Соответственно ответственность тренера объяснить это и дать сомневающимся выбор: либо работать над этим, либо переходить в платные группы и тренироваться для себя, не преследую высоких баскетбольных целей.

Все мы встречались с родителями, которые во время игры кричат своему с балкона или трибуны: “иди забивай, беги сам” и тому подобные вещи. В моих командах - это табу. Так не должно быть. Я всегда провожу собрания с родителями по поводу этого и объясняю что такое команда, что они выбрали командный вид спорта и все их подобные крики не плодотворно влияют как на игрока, так и отношения внутри коллектива, как родительского, так и детского.

7. Ну и самым тяжёлым этапом, который я считаю у детей у игроков - это этап 13-16 лет.
Вот он самый такой тяжёлый, когда игроки уже растут и становятся полноценными подростками с переходным возрастом. Тут уже начинаются совсем другие проблемы и зачастую, они совершенно не связаны с баскетболом.

Все, мы знаем их об этих проблемах. С ними долго нянчились и тут наступает резкое желание попробовать все, побыть взрослыми, выделиться и быть крутым. Тренер не должен отдаляться от игроков в этот момент, оставляя все процессы за площадкой на самотек. Много собраний, личного объяснения о том, что стоит и что хорошо для игрока, который стремится стать профессионалом и хорошим человеком, а что даже пробовать не стоит, что затормозит тебя и мешает прогрессу.

У многих игроков появляются первые отношения и соответственно, так как это что-то новое и более интересное - баскетбол уходит на второй план. Это я наблюдал и когда был сам игроком, и сейчас на своих воспитанников. Тут важно, чтобы тренер сумел удержать фокус игроков в правильном русле. При таком общении помогает много личных историй из собственного опыта, так гораздо лучше воспринимается информация у подростков. Вот на этом этапе, в этом возрасте, когда я сам играл, огромное количество моих ровесников злоупотребляли походами в клубы, алкоголем, никотином и тому подобными вещами. А это совершенно не соприкасаемся с профессиональным спортом вещи. Я имею в виду правильное восстановление, отдых организма и тому подобное.

В каждой команде и каждом коллективе есть разные типажи игроков, которые видны еще с самых ранних лет и вот на этапе подросткового возраста это проявляется гораздо сильнее. Всегда есть тихони, трудяги, скромные и так далее. Но также есть и заводилы, которые могут оказаться тем самым якорем, тянущим не только себя, но и других за собой. Имеется ввиду проба первой сигареты, алкоголя, ночных вылазок куда-то и так далее. Важно больше всего работы проводить именно с ними и контролировать их быт, направляя всю эту энергию в направлении площадки. Это делается не только какими-то запугиваниями и наказаниями, а харизмой, авторитетом, общением и различными рычагами давления, ведь к каждому человеку можно найти свой подход. Чтобы каждый игрок знал, что может в любой момент обратиться к тренеру и он получит поддержку и помощь.

8. Что касается родителей, то в этом возрасте мы продолжаем работать совместно.
В одной упряжке объясняем, что хорошо, а что плохо. Очень часто в этом возрасте, многие родители начинают отдаляться от воспитания детей, так как они уже взрослые, не нужно встречать и провожать и родители начинают заниматься больше своими делами, меньше обращать внимание на ребенка. Это конечно же ошибочно и я стараюсь донести до родителей, что если мы потеряем авторитет и контроль над ребенком, то вернуть его потом будет уже почти невозможно. Все должно оставаться в рамках, которые контролируются и на площадке и дома.

В этом возрасте наступает время, когда у самых талантливых и перспективных игроков появляются первые предложения о контрактах, переходах в профессиональный спорт. Я стараюсь не бросать игроков и родителей в эти моменты и подготавливать морально, что ребенок может как стать профессионалом и подняться до самых высоких результатов, так и после первой же ступени остаться за бортом - это реалии взрослого баскетбола. Чтобы ваш ребёнок заиграл, должно сложиться много факторов. Я стараюсь объяснить, что если не складывается - то жизнь на этом не заканчивается и можно оставаться в любимом спорте, не находясь на площадке в роли игрока. Помогаю решить, чем дальше может заняться ребенок: судейство, тренерство, менеджер команды и перечислять можно еще очень много. Все это - поддержка и открытость тренера, вовлеченность в процесс не только внутри баскетбольного зала, но и за его пределами и именно за это больше всего ценят тренера.

9. Открытость процессов

Последнее время, имея свою академию, имея много работы в мини-группах, лагерях и индивидуально, я часто контактирую с родителями и игроками из разных спортшкол Москвы и России и я удивляюсь, как часто позиционируют себя тренеры в коллективах. Они совершенно закрываются, не идут или бояться контактировать и объяснять какие-то решения, строят образ недосягаемости. Кому-то это помогает наверняка, но мы говорим о моем видении ситуации и соответственно для меня - это неприемлемо.

Открытость процесса важна для построения доверительных отношений с родителями и детьми. Я всегда готов общаться и в неделю у меня происходит 4-5 серьезных разговоров с родителями, которые просят они или вызываю лично я. Стараюсь не строить воздушных замков и рассказываю обо всем максимально искренне и открыто: где ребенок не дотягивает, где хорош, как ведет себя, игре и бытовых вещах. Понятно, что есть вещи, которые остаются между тренером и игроками, но есть и нюансы, которые обязаны знать родители. Между всеми участниками команды, а как и говорил ранее, что родители - часть коллектива, не должно оставаться недосказанности и недопонимания.

Как пример: мне нужно перевести игрока во второй состав, он не дотягивает в данный момент до первого. Многие тренеры считают, что они не обязаны что-то объяснять родителям - просто берут и делают. Хороший же тренер, поставит себя на место родителя и поймет, что ему бы захотелось узнать из-за чего это произошло, где игроку нужно добавить для дальнейшего прогресса и обратному возвращению в первый состав. Понятно, что всегда есть исключения и бывают родители, которые довольно неадекватно реагируют на диалог, но таких меньшинство.

Открытости процесса помогают и открытые тренировки. Я на постоянной основе устраиваю их. Это помогает родителям и тренеру быть ближе, так как они видят процесс изнутри, видят чем занимается их ребенок и насколько он конкурентоспособен в реалиях команды.

Я много ездил по Европе и общался с родителями игроков там - все гораздо спокойнее, все идут на контакт и обычный родитель может пообщаться как с тренером, медсестрой, руководителями клуба и так далее. У нас же, в силу менталитета, тренеры не готовы идти на контакт и объяснять нюансы родителям, а многие из них же совсем из другого мира и не понимают ничего в спорте. Наша задача - все это доходчиво объяснить им, разговаривать и быть открытыми.

10. Тренер - как пример для подражания.

На мой взгляд, это чуть ли не самый важный пункт в психологическом воспитании игроков. Я стараюсь делать именно так, ведь если хочешь изменить кого-то вокруг себя - начни с себя. Мне кажется, что тренер должен своим поведением, харизмой и адекватностью показывать пример во всем, начиная от площадки и заканчивая бытом. Каким человеком нужно быть, как нужно себя вести.

Зачастую, при плотном общении, тренер становится для игроков неким вторым отцом, примером для подражания и даже бессознательно они начинают копировать повадки, решения в жизни и даже движения на площадке.Поэтому важно, чтобы тренер ментально работал над собой, оставался мотивированным к работе и жизни, черпал энергию, чтобы передавать ее своим ученикам. Понятно, что каждый человек индивидуален, но передавать правильные общепризнанные жизненные ценности может каждый.

Соответственно, тренер - как пример для подражания, не имеет права отдаляться от игроков, находиться в стороне. Лично я, могу где-то зарубиться и с младшими и со старшими своими в баскетбол. Со старшими поиграть по взрослому, показать себя, агрессивно защищаться, показать как я вижу игру и площадку, чтобы они потом обсуждали какие-то мои крутые моменты. С удовольствием устраиваю битвы в игры на плейстейшн, дать отдохнуть и сходить в бассейн на сборах, устроить празднование победы оплатив весь банкет и прочие моменты, из которых складывается наше общее доверие друг к другу, откуда они могут взять с меня пример. Действительно это на мой взгляд, важнейший момент для детского тренера.

11. Психология команды

Если тренер понимает психологию своей команды - это уже половина дела. Лучшие европейские тренеры всего парой слов, экспрессивных реплик или успокаивающих движений, могут как ярко зарядить свою команду на победу, так и сбить накал в нужный момент перед игрой.

Я всегда стараюсь подбирать правильные слова перед каждым выходом на площадку всех моих команд, у меня не бывает такого, чтобы игроки просто вышли на игру без настроя или какой-либо предыгровой речи. Иногда эти речи могут быть немного жесткими, иногда в шутливой форме, смотря какое сейчас психологическое состояние у игроков.

Один из случаев: в прошлом розыгрыше первенства России по 2007 году рождения, мы прошли длинную подготовку в 1,5 месяца, разобрали соперника от А до Я (что играют, в какие стороны идут, кто плохо играет в защите и так далее), но выйдя на площадку, мы получили -20 после первой половины. Тренерский штаб собрал команду в раздевалке в большом перерыве и это было максимально жесткое собрание. Мне даже не свойственно, так разговаривать с игроками, но мне нужно было сделать так, чтобы они завелись и были злыми на все вокруг - соперника, меня, мяч, совершенно все. По итогу - с -20 мы ушли в +10 и выиграли ту игру.

Настрой биться до последнего должен идти от тренера, но при этом существует грань, когда коллектив перенастроен, начинает переживать и соответственно ошибаться, что довольно естественно каждому из нас. Нужно сделать так, чтобы команде было комфортно выходить на площадку, раскрепощенными и самое главное - получали удовольствие от всего процесса.

12. Поведение тренера в игре.

Этот пункт мы рассмотрим не с точки зрения, как тренер ведёт игру, а с точки зрения психологического момента для своей команды. Расскажу здесь про собственный опыт больше. Я считаю, что тренер должен своим поведением, своим отношением к игре передавать уверенность своей команде. Чем тренер меньше истерит, меньше кричит и суетится, тем увереннее будет играть его команда.

В моей тренерской карьере были такие моменты, когда где-то проигрывал, хотел отыграться и первые матчи того же Чемпионата России проводил на каком-то слишком большом эмоциональном взводе и соответственно передавал эти эмоции команде, наводил суету. Соответственно, наша игра была не такая какая хотелось бы.

Если тренер перед игрой просит команду там быть увереннее и спокойнее, то тренер и сам должен делать так, чтобы соответствовать этому стилю, который он сам же проповедует. Каждый раз, когда я приезжаю на всероссийские турниры или коммерческие, я замечаю тренеров, которые так сильно кричат на своих игроков, которые строят диалог с детьми через мат и прочее, что будь даже я в этот момент на площадке - затряслись бы руки и желание играть пропало за секунду. Поэтому, тренер обязан стараться совершенствоваться и перекладывать на себя свои же слова: смог бы он играть под таким давлением? Комфортно бы ему было? Этот подход правда работает.

В этом же пункте хочется рассмотреть общение и с судьями. Тренер должен показывать своим примером, как стоит общаться с судьями. Не давить на судью, стараться не оспаривать каждое решение, а наоборот делать так, чтобы его игроки достойно относились к тренерам и не тратили свои эмоции не туда. Если по их мнению случается неправильной свисток, они не должны оспаривать его, не кричали и разводили руки. Я просто был как раз недавно свидетелем ужасного поведения наших игроков 2008 года СШОР ЦСКА, даже санкции РФБ по этому моменту считаю абсолютно оправданными так как нельзя так проявлять свои эмоции, как бы обидно и неприятно не было.

13. Наказание игрока

Я повторюсь, но каждый игрок - индивидуален, соответственно сделать какие-то универсальные варианты невозможно, поэтому и наказания будут индивидуальными, к сожалению без них практически невозможно. Даже во взрослом баскетболе мы видим примеры, когда лучшие тренеры прибегают к тому, что выгоняют своих игроков с игр, что было с Майком Джеймсом и Джонатоном Моутли недавно.

Мои наказания зависят от степени “косяка”. Если какие-то банальные совсем, то чаще всего я это просто пропускаю, так как не нужно перегружать ребенка эмоциональной накачкой. Бывают случаи, когда игрок совсем не понимает как себя вести в быту, то уже включается банально от простых отжиманий, бега по кругу - наказание с пользой. В моём детстве, царство небесное Шацков Дмитрий Андреевич, самое распространенное наказание являлось кувырками. Я тоже могу прибегнуть таким, но сейчас большинство детей не умеет правильно кувыркаться, особенно большие игроки. Поэтому это может быть даже травмоопасно с некоторыми игроками. Самое главное, чтобы наказание никаким образом не унижало игрока.

Из-за того, что я постоянно работаю со своими игроками в виде собраний и общения, мне не приходиться наказывать их за разгильдяйство на тренировках или похожие вещи на площадке. Если только за поведение за площадкой. В основном стараюсь выстроить отношения таким образом, чтобы они не видели во мне тирана, который постоянно при любой возможности наказывает. Понятно, что и некоторых нужно для профилактики выгнать с игры за излишние эмоции или разговоры с судьями или с тренировки за то, что подрывает дисциплину. Но это не должно становиться постоянным форматом решения проблем внутри команды. Лучше один раз жестко наказать, как это было в королевскую ночь 2007 года, когда они уже были взрослые, много физических наказаний (и отжиманий, и на руках стояли), что аж до слез гудели руки, но они это запомнили и более именно таких проблем с ними не возникало.

14. Поиск мотивации для игроков

Тренер всегда должен искать мотивацию для игроков. Какую именно - это уже выбирает сам тренер под стилистику своей команды и своей харизмы. Я на постоянной основе придумываю для своих ребят всякие “челленджы” формата: “Я сейчас проходил мимо раздевалки соперника и слышал там, что они сказали, что легко отзащищаются против вас и выиграют, что там даже играть не с кем” или зная, что мы уже заняли первое место в чемпионате, я говорю, что если сейчас они проиграют - то займут третье место. Бывает, что я придумываю такие вещи, чтобы игроки были мотивированы выигрывать, выходить на площадку и отдавать всех себя для победы.

Возьмем недавний пример: моя команда 2011 года рождения в этом году участвовала в Фениксе по 2010 году, мы играли на одном из туров против Самары. Тренер Самары тоже придумал мотивацию для своих игроков и пообещал, что если они выиграют ЦСКА, то он сводит их на шашлыки. А на прошлом туре, мы, команда которая младше их на год, выиграла. Я соответственно рассказал это своим игрокам. Они зарядились, сделали все, чтобы соперник потом не праздновал победу на шашлыках и выиграли эту игру. Вроде бы просто мелочь, но даже в таком пустяке можно найти мотивацию для команды и дать дополнительный заряд сил.

15. Собственный негативный опыт

В этом пункте, мне хотелось бы немного рассказать о своем негативном опыте как игрока. Мне довелось поиграть под руководством очень многих тренеров за свою недолгую карьеру. Играя в молодёжных сборных России и других молодежных проектах, я встречался с разными тренерами с разным подходом, с разными взглядами на тренировочные процессы и на психологию. Не буду называть ни какие фамилии, но были такие тренеры, за которых из которых я совершенно не мог играть. Чувствовал себя не в своей тарелке, дискомфорт. Я просто не мог быть на 100 процентов полезным на площадке, потому что на меня так давили, что я о баскетболе даже думать не хотел. Из-за этого давления не происходило коннекта между тренером и игроками.

Тренеры в те времена не боялись в любой момент тебя выгнать, бросить мяч или послать на три буквы, а ты уже взрослый, ты уже играешь в молодежной сборной. Меня все эти истории касались меньше, чем моих хороших друзей и партнеров 94 года рождения из других спортшкол. И как бы ты себя не ставил в коллективе, какие бы ты важные роли не играл в команде, в любой момент ты мог попасть под горячую руку тренера.

Были конечно же и тренеры, которых я до сих пор вспоминаю с огромными приятными чувствами. Это действительно наставники. Это не только тренер, но и друг, при общении с которым просто вырастали образные крылья. С ними на площадке, я был безумно полезным и у меня всё получалось, потому что это люди действительно профессионалы своего дела. Когда я сам начал работать, я брал пример именно с них. Они хотели за меня биться, за команду, за себя - такая ролевая модель и должна быть у каждого из нас.

16. Конец

В нашей стране, очень редко, особенно на детском уровне, уделяется время психологии и наставничеству. Мои игроки, которые сейчас уехали продолжать свою карьеру в Испанию, занимаются с психологами - это входит в обычное расписание тренировочного процесса. Поэтому, подводя итоги данной “лекции” хотелось бы попросить всех вас больше уделять времени и внимания воспитанию наших молодых спортсменов не только физически и технически, но и ментально. Всем спасибо!
Made on
Tilda