Статьи Попов Валерий

Результаты комплексного тестирования уровня физического развития и физической подготовленности. Возрастные модели и шкалы оценки юных баскетболистов

Результаты комплексного тестирования уровня физического развития и физической подготовленности.
Возрастные модели и шкалы оценки юных баскетболистов

Цзинь Цзябинь, Попов В. П., Баранаев Ю.А.
Белорусский университет физической культуры
В аспекте проблематики нашего исследования привлекают внимание работы М. С. Бриля, Л. В. Копысовой, А. Николича, В. Параносича и др. Несомненная важность этих работ состоит в том, что были сформулированы сведения, позволяющие оценивать двигательные способности и прогнозировать их развитие для игровой деятельности. Были обоснованы тесты, которые могут быть использованы специалистами для отбора и планировании тренировочных занятий в спортивных играх. Однако, полученные данные периодически устаревают и требуют определенной коррекции. Поэтому представляется актуальным изучить физическое развитие и подготовленность юных баскетболистов в современных условиях.

Цель данного исследования — определить уровень физического развития и физической подготовленности юных баскетболистов на этапе начальной подготовки.

Задачи:

1) Определить антропометрические характеристики 8-летних баскетболистов;

2) Провести тестирование общей физической подготовленности 8-летних баскетболистов;

3) Разработать шкалы оценок уровня общей физической подготовленности 8-летних баскетболистов;

4) Обнаружить достоверные взаимосвязи между показателями физического развития и физической подготовленности у юных баскетболистов.

Методы и организация исследования

В процессе исследования нами были задействованы следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, антропометрические измерения, контрольно-педагогические испытания, методы математической статистики.

Результаты исследования

В современном баскетболе наблюдается тенденция к увеличению ростовых данных спортсменов. На Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы в числе лидеров преобладают команды, состоящие из высокорослых баскетболистов. Увеличивается число спортсменов выше 2 м. В некоторых командах появляются игроки ростом 210−218 см. В женских командах возрастает число спортсменок ростом выше 190 см и выше. В ведущих странах составы команд комплектуются высокорослыми спортсменами. Возникает необходимость пересмотра критериев отбора юных баскетболистов по ростовым данным. Заниженные требования на начальных этапах отбора в дальнейшем сказываются на качественном составе национальных команд.

Спортсмены высокой квалификации морфологически отличаются от спортсменов среднего и низкого уровней. Чем выше квалификация команды, тем меньше внутригрупповые морфологические различия между ними. Все это позволяет сделать вывод, что морфологические характеристики являются одним из основных селекционных факторов, определяющих перспективность спортсмена. Поэтому очень важно, чтобы в процессе начальных этапов спортивной селекции тренеры отбирали перспективный контингент занимающихся баскетболом с позиции их антропометрических особенностей.

В программе для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва по баскетболу (утвержденная приказом Министерства спорта и туризма Республики Беларусь № 1003 от 1 декабря 2004) не было обнаружено формулы, по которой можно определять будущий рост юных спортсменов.

Существует множество методов прогнозирования длины тела человека. Они учитывают различные переменные, влияющие на увеличение длины тела, такие как фактический рост тела в данном возрасте, степень зрелости костей, половая зрелость, средняя длина тела родителей, тип телосложения ребенка, оценка социальных и бытовых условий. Поскольку методы, основанные на оценке процесса окостенения, применяются в основном в медицинской диагностике и практически не доступные для тренеров, оправдана попытка внедрять методы, не учитывающие возраст скелета ребенка .

На основании анализа отечественной и зарубежной литературы, было выявлено, что наиболее подходящая формула для оценки прогнозируемого роста является Хамис-Роша.

Впервые американский журнал педиатрии в 1994 году опубликовал метод Хамис-Роша (Khamis-Roche). Данный метод считается наиболее признанным и достоверным в сравнении с методами, который не учитывает возраст скелета ребенка. Ошибки предложенного метода лишь немного больше, чем у метода Роша-Вайнера-Тиссена, в котором скелетный возраст используется в качестве предикторной переменной. Для мальчиков погрешность составляет около 5,3 см, а для девочек — 4,3 см.

По методу Хамис-Роша прогнозируемая длина тела взрослого рассчитывается для детей от 4 лет и старше, которые не имеют грубых патологических состояний. Для расчета необходимо знать следующие параметры: пол, возраст, длина и масса тела ребенка, длина тела родителей. Формула для подсчета прогнозируемого роста взрос лого выглядит так: b0 + b1 *рост ребенка (см) + b2 *вес ребенка (кг) + b3 *средний рост родителей (см). b0, b1, b2, b3 — коэффициенты, на которые необходимо умно жить показатели. Имеются таблицы этих коэффициентов, кото рые различаются в зависимости от пола и возраста ребенка.

Для расчета прогнозируемого роста ребенка можно использовать и готовые он-лайн калькуляторы (например, https://www.infantchart.com/heightpredictor.php), которые производят подсчет, опираясь на метод Хамис-Роша.

В таблице 3.1 представлены результаты антропометрических измерений и расчетов юных баскетболистов.

Таблица 3.1. — Антропометрические характеристики 8-летних баскетболистов на этапе начальной подготовки (n = 73)
Из таблицы 1 видно, что наибольший коэффициент вариации наблюдался у показателя масса тела (18,78%), наименьший — прогнозируемый рост ребенка (3,96%). Согласно этому, масса тела достаточно лабильный показатель и имеет достоточно большой разброс полученных значений. «Прогнозируемый рост ребенка» имел коэффициент вариации ниже 4%, т. е. степень полученных данных разброса была достаточно низкой — это может говорить о достаточно результативным антропометрическим отбором детей в данную секцию.

Средний показатель длины тела (127,05±5,64 см) 8-летних детей общей популяции в Республике Беларусь уступал на 10,4 см данным юных баскетболистов. Масса тела общей популяции детей составляет 25,78 ±3,64 кг, обследуемые же спортсмены были тяжелее на 6,03 кг. Окружность грудной клетки юных баскетболистов была шире на 1,61 см по сравнению с данными общей популяции детей данного возраста (61,95±3,62 см). Индекс массы тела в общей популяции составил 15,97 кг/м2, это на 0,83 кг/м2 меньше, чем у юных баскетболистов. Полученные данные позволяют отметить, что обследуемые на начальном этапе многолетней подготовки дети уже имеют специфический антропометрический профиль и по всем изученным характеристикам имеют значительные различия со средними значениями детей общей популяцией Республики Беларусь.

Далее нами было проведено контрольно-педагогическое тестирование. Полученные данные представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2.- Уровень физической подготовленности баскетболистов на этапе начальной подготовки (n = 73)
В программе для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва по баскетболу (далее программа) уровень «хорошо» в группе начальной подготовке в беге на 20 метров составил 4,1−4,5 с, прыжок в длину с места — 145−152 см, прыжок вверх — 30−36 см. Если сравнить полученные результаты обследуемых баскетболистов с нормативными значениями программы, то можно увидеть, что по двум тестам юные баскетболисты показали средний результат (прыжок вверх и бег 20 метров), а вот в прыжке в длину с места полученные результаты были гораздо ниже среднего нормативного значения указанные в программе. Следует отметить, что в группы начальной подготовки в нашей стране набирают уже с 7 лет, поэтому есть потребность разрабатывать контрольные нормативы и для этого возраста, так как в программе не оказалось тестов и нормативов для данного контингента. Для детей 8 лет, имеются только три контрольных теста по общей физической подготовленности (бег 20 метров с высокого старта, прыжок в длину с места, прыжок вверх), причем данные тесты рассматриваются только как упражнения при приёме детей в ДЮСШ на отделение баскетбола.

Привлекает внимание низкие значения показателя гибкости занимающихся (см. таблицу 2), несмотря на то, что в данный возрастной период является сенситивным для тестируемой способности (наблюдается наибольшая гибкость позвоночного столба). Кроме того, в программе указывается, что данное качество имеет очень высокую степень значимости для соревновательной деятельности. Очевидно, что необходимо обратить внимание на данную способность детей, в дальнейшем показатели подвижности в суставах значительно влияют на становление техники и минимизацию травм в будущем.

Впервые в детском баскетболе для определения показателей координационной подготовленности (для оценки способности к ориентированию в пространстве) применялся модифицированный веерный бег (с применением светодиодных датчиков). Зарубежные специалисты указывают о прогностической надежности данного теста, что позволило включить его в наше исследования.

Участнику необходимо было пробежать три раза как можно быстрее, от стартовой отметки к одному из пяти светодиодных датчиков, расположенных позади его (Рисунок 3.8).

Рисунок 3.8. — Схема выполнения веерного бега
Датчики находились на расстоянии 3 м от него и на расстоянии 1,5 м друг от друга по дуге окружности. Последовательность направления бега к датчикам, не была известна заранее. По звуковому сигналу участник поворачивался на 180 градусов и бежал к загоревшемуся датчику и касался его. Когда участник возвращался к стартовому датчику и снова касался его, уже загорался другой датчик, к которому необходимо бежать, таким образом, передвижение осуществлялось без паузы. Тест заканчивался, когда участник касался стартового датчика, после того как коснулся последнего (пятого) датчика. Результат фиксировался в секундах.

Для решения третьей нашей задачи были разработаны оценочные таблицы общей физической подготовленности баскетболистов для групп начальной подготовки 1-ого года обучения (таблицы 3−7). Основой для их расчета послужили результаты тестирования общей физической подготовленности юных баскетболистов.

При составлении шкал оценок интервалы устанавливались на основе сигмальных отклонений от среднеарифметического всей исследуемой группы. Граничные значения варьирования результатов измерений определены на основании сигмальных отклонений согласно М. А. Годику.

Таблица 3.3. — Шкала оценок показателей скоростных способностей
Таблица 3.4. ‒ Шкала оценок показателей скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места)
Таблица 3.5. ‒ Шкала оценок показателей скоростно-силовых способностей
Таблица 3.6. ‒ Шкала оценок показателей гибкости (подвижность позвоночного столба)
Разработанная оценочная шкала представляет собой пятиуровневую шкалу, позволяющую установить уровень физической подготовленности 8-летних детей, занимающихся баскетболом.

Таким образом, каждый эксперт может дополнить или ограничить представленные варианты тестовых заданий для юных баскетболистов с учетом конкретных вопросов практики.

Для решения четвертой задачи, нами был проведен корреляционный анализ Спирмена между показателями физического развития и физической подготовленности юных баскетболистов. При оценке силы связи коэффициентов корреляции использовалась шкала Чеддока. Полученные данные представлены ниже в таблице 8.

Таблица 3.8. – Корреляционная матрица показателей физического развития и уровня физической подготовленности 8-летних баскетболистов
Примечание. Желтым, цветом, выделены показатели, имеющие достоверные взаимосвязи. 1) Длина тела, см; 2) Масса тела, кг; 3) Окружность грудной клетки, см; 4) Индекс массы тела, кг/м2; 5) Прогнозируемый рост ребенка, см; 6) 0−10 м, с; 7) 10−15 м, с; 8) 15−20 м, с; 9) 10 м, с; 10) 15 м, с; 11) 20 м, с; 12) Прыжок в длину с места, см; 13) Прыжок вверх с махом рук, см; 14) Прыжок вверх без маха руками, см; 15) Наклон вперед из положения сидя, см; 16) Веерный бег, с.

Обращает на себя внимание, высокая степень взаимосвязи таких показателей, как «Прогнозируемый рост ребенка» и «Длина тела» (r=0,83; P≤0,05); «Окружность грудной клетки» и «Масса тела» (r=0,86; P≤0,05). Полученые данные указывают, о том, что у ребенка в возрасте 8 лет антропометрические параметры имеют достаточно высокую прогностическую информацию и могут использоваться с целью отбора и ориентации.

Скоростные тесты (0−10м, 10−15 м, 15−20 м, 10 м, 15 м, 20 м) показали между собой высокие корреляционные связи r=0,73−0,99 при P≤0,05. Это говорит о значительной взаимосвязи между данными тестами.

Результат в прыжке в длину с места показал достоверную среднюю степень взаимосвязи со всеми скоростными тестами (-0,59−65); P≤0,05). А вот, результат в прыжке вверх также показал достоверную связь с тестами для определения скоростных способностей, однако показатели корреляции были слабой силы (r=-0,43−48; Р≤0,05). Если посмотреть рисунок, видно, что биомеханика движения различна.
Рисунок 3.9. — Кинематика прыжка в длину с места (а), прыжка вверх с махом рук (б)

Было установлено, что при горизонтальных прыжках тазобедренный сустав задействован более активно, чем при вертикальных прыжках. Мышцы, выполняющие функцию сгибания сустава, такие как подвздошно-поясничная мышца (лат. m. Iliopsoas), прямая мышца бедра (лат. m. rectus femoris) и передняя большеберцовая мышца (лат. m. tibialis anterior) были активированы в большей степени во время встречного движения в горизонтальном прыжке с эффектом перемещения центра масс тела в направлении вперед. Поэтому результат прыжка в длину с места имеет большее влияние на проявление беговых движений, чем результат прыжка вверх с махом рук.

Была обнаружена достоверная, но слабая корреляционная взаимосвязь (r=0,46; Р≤0,05) у юных баскетболистов между двумя прыжковыми тестами «Прыжок в длину с места» и «Прыжок вверх с махом руками». Можно это объяснить, тем, что тесты «Прыжок вверх со взмахом руками» и «Прыжок в длину с места», требуют хорошей согласованности движений ног и рук, задействован координационный компонент. Однако, в возрасте 7−8 лет двигательные координации характеризуется неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности поэтому не всегда полученные результаты отражают реальный скоростно-силовой потенциал спортсмена. В связи с этим, требуется обязательное проведения координационной обучающей части перед исполнением теста. Это подтверждается информацией, в онтологическом развитии двигательных координаций способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума только к 11−12 лет.

Была обнаружена достоверная слабая связь прыжка в длину с места и результатом веерного бега (-0,32; P≤0,05). Очевидно, что в веерном беге присутствовал и скоростно-силовой компонент, который отразился в обнаруженной связи. Более того, результат веерного бега имел хоть и слабую (0,35−0,38; Р≤0,05), но достоверную взаимосвязь со всеми шестью скоростными тестами.

Как указывает профессор В. Н. Платонов, координационные способности очень многообразны, специфичны для каждого вида спорта, в большей или меньшей степени обуславливают ловкость или координацию. С ловкостью они связаны в движениях и двигательных действиях, требующих решения в неожиданных, постоянно меняющихся и непредвиденных ситуациях, с координацией — при выполнении хорошо известных и отработанных движений и двигательных действий. Отсюда следует, что ловкость и координация взаимосвязаны и зависят от различных элементарных и комплексных видов скоростных способностей.
Made on
Tilda