Статьи Попов Валерий

Результаты комплексного тестирования уровня физического развития и физической подготовленности. Возрастные модели и шкалы оценки юных баскетболистов

2023-11-08 15:37
Результаты комплексного тестирования уровня физического развития и#nbsp;физической подготовленности.
Возрастные модели и#nbsp;шкалы оценки юных баскетболистов

Цзинь Цзябинь, Попов#nbsp;В.#nbsp;П., Баранаев Ю.А.
Белорусский университет физической культуры
В#nbsp;аспекте проблематики нашего исследования привлекают внимание работы М.#nbsp;С.#nbsp;Бриля, Л.#nbsp;В.#nbsp;Копысовой, А. Николича, В. Параносича и#nbsp;др. Несомненная важность этих работ состоит в#nbsp;том, что были сформулированы сведения, позволяющие оценивать двигательные способности и#nbsp;прогнозировать их#nbsp;развитие для игровой деятельности. Были обоснованы тесты, которые могут быть использованы специалистами для отбора и#nbsp;планировании тренировочных занятий в#nbsp;спортивных играх. Однако, полученные данные периодически устаревают и#nbsp;требуют определенной коррекции. Поэтому представляется актуальным изучить физическое развитие и#nbsp;подготовленность юных баскетболистов в#nbsp;современных условиях.

Цель данного исследования#nbsp;— определить уровень физического развития и#nbsp;физической подготовленности юных баскетболистов на#nbsp;этапе начальной подготовки.

Задачи:

1) Определить антропометрические характеристики 8-летних баскетболистов;

2) Провести тестирование общей физической подготовленности 8-летних баскетболистов;

3) Разработать шкалы оценок уровня общей физической подготовленности 8-летних баскетболистов;

4) Обнаружить достоверные взаимосвязи между показателями физического развития и#nbsp;физической подготовленности у#nbsp;юных баскетболистов.

Методы и#nbsp;организация исследования

В#nbsp;процессе исследования нами были задействованы следующие методы: анализ и#nbsp;обобщение научно-методической литературы, антропометрические измерения, контрольно-педагогические испытания, методы математической статистики.

Результаты исследования

В#nbsp;современном баскетболе наблюдается тенденция к#nbsp;увеличению ростовых данных спортсменов. На#nbsp;Олимпийских играх, чемпионатах мира и#nbsp;Европы в#nbsp;числе лидеров преобладают команды, состоящие из#nbsp;высокорослых баскетболистов. Увеличивается число спортсменов выше 2#nbsp;м. В#nbsp;некоторых командах появляются игроки ростом 210−218 см.#nbsp;В женских командах возрастает число спортсменок ростом выше 190#nbsp;см и#nbsp;выше. В#nbsp;ведущих странах составы команд комплектуются высокорослыми спортсменами. Возникает необходимость пересмотра критериев отбора юных баскетболистов по#nbsp;ростовым данным. Заниженные требования на#nbsp;начальных этапах отбора в#nbsp;дальнейшем сказываются на#nbsp;качественном составе национальных команд.

Спортсмены высокой квалификации морфологически отличаются от#nbsp;спортсменов среднего и#nbsp;низкого уровней. Чем выше квалификация команды, тем меньше внутригрупповые морфологические различия между ними. Все это позволяет сделать вывод, что морфологические характеристики являются одним из#nbsp;основных селекционных факторов, определяющих перспективность спортсмена. Поэтому очень важно, чтобы в#nbsp;процессе начальных этапов спортивной селекции тренеры отбирали перспективный контингент занимающихся баскетболом с#nbsp;позиции их#nbsp;антропометрических особенностей.

В#nbsp;программе для детско-юношеских спортивных школ и#nbsp;специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва по#nbsp;баскетболу (утвержденная приказом Министерства спорта и#nbsp;туризма Республики Беларусь № 1003 от#nbsp;1#nbsp;декабря 2004) не#nbsp;было обнаружено формулы, по#nbsp;которой можно определять будущий рост юных спортсменов.

Существует множество методов прогнозирования длины тела человека. Они учитывают различные переменные, влияющие на#nbsp;увеличение длины тела, такие как фактический рост тела в#nbsp;данном возрасте, степень зрелости костей, половая зрелость, средняя длина тела родителей, тип телосложения ребенка, оценка социальных и#nbsp;бытовых условий. Поскольку методы, основанные на#nbsp;оценке процесса окостенения, применяются в#nbsp;основном в#nbsp;медицинской диагностике и#nbsp;практически не#nbsp;доступные для тренеров, оправдана попытка внедрять методы, не#nbsp;учитывающие возраст скелета ребенка .

На#nbsp;основании анализа отечественной и#nbsp;зарубежной литературы, было выявлено, что наиболее подходящая формула для оценки прогнозируемого роста является Хамис-Роша.

Впервые американский журнал педиатрии в#nbsp;1994 году опубликовал метод Хамис-Роша (Khamis-Roche). Данный метод считается наиболее признанным и#nbsp;достоверным в#nbsp;сравнении с#nbsp;методами, который не#nbsp;учитывает возраст скелета ребенка. Ошибки предложенного метода лишь немного больше, чем у#nbsp;метода Роша-Вайнера-Тиссена, в#nbsp;котором скелетный возраст используется в#nbsp;качестве предикторной переменной. Для мальчиков погрешность составляет около 5,3#nbsp;см, а#nbsp;для девочек#nbsp;— 4,3#nbsp;см.

По#nbsp;методу Хамис-Роша прогнозируемая длина тела взрослого рассчитывается для детей от#nbsp;4 лет и#nbsp;старше, которые не#nbsp;имеют грубых патологических состояний. Для расчета необходимо знать следующие параметры: пол, возраст, длина и#nbsp;масса тела ребенка, длина тела родителей. Формула для подсчета прогнозируемого роста взрос лого выглядит так: b0 + b1 *рост ребенка (см) + b2 *вес ребенка (кг) + b3 *средний рост родителей (см). b0, b1, b2, b3#nbsp;— коэффициенты, на#nbsp;которые необходимо умно жить показатели. Имеются таблицы этих коэффициентов, кото рые различаются в#nbsp;зависимости от#nbsp;пола и#nbsp;возраста ребенка.

Для расчета прогнозируемого роста ребенка можно использовать и#nbsp;готовые он-лайн калькуляторы (например, https://www.infantchart.com/heightpredictor.php), которые производят подсчет, опираясь на#nbsp;метод Хамис-Роша.

В#nbsp;таблице 3.1 представлены результаты антропометрических измерений и#nbsp;расчетов юных баскетболистов.

Таблица 3.1. —#nbsp;Антропометрические характеристики 8-летних баскетболистов на#nbsp;этапе начальной подготовки (n = 73)
Из#nbsp;таблицы 1 видно, что наибольший коэффициент вариации наблюдался у#nbsp;показателя масса тела (18,78%), наименьший#nbsp;— прогнозируемый рост ребенка (3,96%). Согласно этому, масса тела достаточно лабильный показатель и#nbsp;имеет достоточно большой разброс полученных значений. «Прогнозируемый рост ребенка» имел коэффициент вариации ниже 4%, т.#nbsp;е. степень полученных данных разброса была достаточно низкой#nbsp;— это может говорить о#nbsp;достаточно результативным антропометрическим отбором детей в#nbsp;данную секцию.

Средний показатель длины тела (127,05±5,64 см) 8-летних детей общей популяции в#nbsp;Республике Беларусь уступал на#nbsp;10,4#nbsp;см данным юных баскетболистов. Масса тела общей популяции детей составляет 25,78 ±3,64#nbsp;кг, обследуемые#nbsp;же спортсмены были тяжелее на#nbsp;6,03#nbsp;кг. Окружность грудной клетки юных баскетболистов была шире на#nbsp;1,61#nbsp;см по#nbsp;сравнению с#nbsp;данными общей популяции детей данного возраста (61,95±3,62 см). Индекс массы тела в#nbsp;общей популяции составил 15,97 кг/м2, это на#nbsp;0,83 кг/м2 меньше, чем у#nbsp;юных баскетболистов. Полученные данные позволяют отметить, что обследуемые на#nbsp;начальном этапе многолетней подготовки дети уже имеют специфический антропометрический профиль и#nbsp;по#nbsp;всем изученным характеристикам имеют значительные различия со#nbsp;средними значениями детей общей популяцией Республики Беларусь.

Далее нами было проведено контрольно-педагогическое тестирование. Полученные данные представлены в#nbsp;таблице 3.2.

Таблица 3.2.- Уровень физической подготовленности баскетболистов на#nbsp;этапе начальной подготовки (n = 73)
В#nbsp;программе для детско-юношеских спортивных школ и#nbsp;специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва по#nbsp;баскетболу (далее программа) уровень «хорошо» в#nbsp;группе начальной подготовке в#nbsp;беге на#nbsp;20 метров составил 4,1−4,5 с, прыжок в#nbsp;длину с#nbsp;места#nbsp;— 145−152 см, прыжок вверх#nbsp;— 30−36 см.#nbsp;Если сравнить полученные результаты обследуемых баскетболистов с#nbsp;нормативными значениями программы, то#nbsp;можно увидеть, что по#nbsp;двум тестам юные баскетболисты показали средний результат (прыжок вверх и#nbsp;бег 20 метров), а#nbsp;вот в#nbsp;прыжке в#nbsp;длину с#nbsp;места полученные результаты были гораздо ниже среднего нормативного значения указанные в#nbsp;программе. Следует отметить, что в#nbsp;группы начальной подготовки в#nbsp;нашей стране набирают уже с#nbsp;7 лет, поэтому есть потребность разрабатывать контрольные нормативы и#nbsp;для этого возраста, так как в#nbsp;программе не#nbsp;оказалось тестов и#nbsp;нормативов для данного контингента. Для детей 8 лет, имеются только три контрольных теста по#nbsp;общей физической подготовленности (бег 20 метров с#nbsp;высокого старта, прыжок в#nbsp;длину с#nbsp;места, прыжок вверх), причем данные тесты рассматриваются только как упражнения при приёме детей в#nbsp;ДЮСШ на#nbsp;отделение баскетбола.

Привлекает внимание низкие значения показателя гибкости занимающихся (см.#nbsp;таблицу 2), несмотря на#nbsp;то, что в#nbsp;данный возрастной период является сенситивным для тестируемой способности (наблюдается наибольшая гибкость позвоночного столба). Кроме того, в#nbsp;программе указывается, что данное качество имеет очень высокую степень значимости для соревновательной деятельности. Очевидно, что необходимо обратить внимание на#nbsp;данную способность детей, в#nbsp;дальнейшем показатели подвижности в#nbsp;суставах значительно влияют на#nbsp;становление техники и#nbsp;минимизацию травм в#nbsp;будущем.

Впервые в#nbsp;детском баскетболе для определения показателей координационной подготовленности (для оценки способности к#nbsp;ориентированию в#nbsp;пространстве) применялся модифицированный веерный бег (с#nbsp;применением светодиодных датчиков). Зарубежные специалисты указывают о#nbsp;прогностической надежности данного теста, что позволило включить его в#nbsp;наше исследования.

Участнику необходимо было пробежать три раза как можно быстрее, от#nbsp;стартовой отметки к#nbsp;одному из#nbsp;пяти светодиодных датчиков, расположенных позади его (Рисунок 3.8).

Рисунок 3.8. —#nbsp;Схема выполнения веерного бега
Датчики находились на#nbsp;расстоянии 3#nbsp;м от#nbsp;него и#nbsp;на#nbsp;расстоянии 1,5#nbsp;м друг от#nbsp;друга по#nbsp;дуге окружности. Последовательность направления бега к#nbsp;датчикам, не#nbsp;была известна заранее. По#nbsp;звуковому сигналу участник поворачивался на#nbsp;180 градусов и#nbsp;бежал к#nbsp;загоревшемуся датчику и#nbsp;касался его. Когда участник возвращался к#nbsp;стартовому датчику и#nbsp;снова касался его, уже загорался другой датчик, к#nbsp;которому необходимо бежать, таким образом, передвижение осуществлялось без паузы. Тест заканчивался, когда участник касался стартового датчика, после того как коснулся последнего (пятого) датчика. Результат фиксировался в#nbsp;секундах.

Для решения третьей нашей задачи были разработаны оценочные таблицы общей физической подготовленности баскетболистов для групп начальной подготовки 1-ого года обучения (таблицы 3−7). Основой для их#nbsp;расчета послужили результаты тестирования общей физической подготовленности юных баскетболистов.

При составлении шкал оценок интервалы устанавливались на#nbsp;основе сигмальных отклонений от#nbsp;среднеарифметического всей исследуемой группы. Граничные значения варьирования результатов измерений определены на#nbsp;основании сигмальных отклонений согласно М.#nbsp;А.#nbsp;Годику.

Таблица 3.3. —#nbsp;Шкала оценок показателей скоростных способностей
Таблица 3.4. ‒ Шкала оценок показателей скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места)
Таблица 3.5. ‒ Шкала оценок показателей скоростно-силовых способностей
Таблица 3.6. ‒ Шкала оценок показателей гибкости (подвижность позвоночного столба)
Разработанная оценочная шкала представляет собой пятиуровневую шкалу, позволяющую установить уровень физической подготовленности 8-летних детей, занимающихся баскетболом.

Таким образом, каждый эксперт может дополнить или ограничить представленные варианты тестовых заданий для юных баскетболистов с учетом конкретных вопросов практики.

Для решения четвертой задачи, нами был проведен корреляционный анализ Спирмена между показателями физического развития и физической подготовленности юных баскетболистов. При оценке силы связи коэффициентов корреляции использовалась шкала Чеддока. Полученные данные представлены ниже в таблице 8.

Таблица 3.8. – Корреляционная матрица показателей физического развития и уровня физической подготовленности 8-летних баскетболистов
Примечание. Желтым, цветом, выделены показатели, имеющие достоверные взаимосвязи. 1) Длина тела, см; 2) Масса тела, кг; 3) Окружность грудной клетки, см; 4) Индекс массы тела, кг/м2; 5) Прогнозируемый рост ребенка, см; 6) 0−10 м, с; 7) 10−15 м, с; 8) 15−20 м, с; 9) 10#nbsp;м, с; 10) 15#nbsp;м, с; 11) 20#nbsp;м, с; 12) Прыжок в#nbsp;длину с#nbsp;места, см; 13) Прыжок вверх с#nbsp;махом рук, см; 14) Прыжок вверх без маха руками, см; 15) Наклон вперед из#nbsp;положения сидя, см; 16) Веерный бег, с.

Обращает на#nbsp;себя внимание, высокая степень взаимосвязи таких показателей, как «Прогнозируемый рост ребенка» и#nbsp;«Длина тела» (r=0,83; P≤0,05); «Окружность грудной клетки» и#nbsp;«Масса тела» (r=0,86; P≤0,05). Полученые данные указывают, о#nbsp;том, что у#nbsp;ребенка в#nbsp;возрасте 8 лет антропометрические параметры имеют достаточно высокую прогностическую информацию и#nbsp;могут использоваться с#nbsp;целью отбора и#nbsp;ориентации.

Скоростные тесты (0−10м, 10−15 м, 15−20 м, 10#nbsp;м, 15#nbsp;м, 20 м) показали между собой высокие корреляционные связи r=0,73−0,99 при P≤0,05. Это говорит о#nbsp;значительной взаимосвязи между данными тестами.

Результат в#nbsp;прыжке в#nbsp;длину с#nbsp;места показал достоверную среднюю степень взаимосвязи со#nbsp;всеми скоростными тестами (-0,59−65); P≤0,05). А#nbsp;вот, результат в#nbsp;прыжке вверх также показал достоверную связь с#nbsp;тестами для определения скоростных способностей, однако показатели корреляции были слабой силы (r=-0,43−48; Р≤0,05). Если посмотреть рисунок, видно, что биомеханика движения различна.
Рисунок 3.9.#nbsp;— Кинематика прыжка в#nbsp;длину с#nbsp;места (а), прыжка вверх с#nbsp;махом рук (б)

Было установлено, что при горизонтальных прыжках тазобедренный сустав задействован более активно, чем при вертикальных прыжках. Мышцы, выполняющие функцию сгибания сустава, такие как подвздошно-поясничная мышца (лат. m. Iliopsoas), прямая мышца бедра (лат. m. rectus femoris) и#nbsp;передняя большеберцовая мышца (лат. m. tibialis anterior) были активированы в#nbsp;большей степени во#nbsp;время встречного движения в#nbsp;горизонтальном прыжке с#nbsp;эффектом перемещения центра масс тела в#nbsp;направлении вперед. Поэтому результат прыжка в#nbsp;длину с#nbsp;места имеет большее влияние на#nbsp;проявление беговых движений, чем результат прыжка вверх с#nbsp;махом рук.

Была обнаружена достоверная, но#nbsp;слабая корреляционная взаимосвязь (r=0,46; Р≤0,05) у#nbsp;юных баскетболистов между двумя прыжковыми тестами «Прыжок в#nbsp;длину с#nbsp;места» и#nbsp;«Прыжок вверх с#nbsp;махом руками». Можно это объяснить, тем, что тесты «Прыжок вверх со#nbsp;взмахом руками» и#nbsp;«Прыжок в#nbsp;длину с#nbsp;места», требуют хорошей согласованности движений ног и#nbsp;рук, задействован координационный компонент. Однако, в#nbsp;возрасте 7−8 лет двигательные координации характеризуется неустойчивостью скоростных параметров и#nbsp;ритмичности поэтому не#nbsp;всегда полученные результаты отражают реальный скоростно-силовой потенциал спортсмена. В#nbsp;связи с#nbsp;этим, требуется обязательное проведения координационной обучающей части перед исполнением теста. Это подтверждается информацией, в#nbsp;онтологическом развитии двигательных координаций способность ребенка к#nbsp;выработке новых двигательных программ достигает своего максимума только к#nbsp;11−12 лет.

Была обнаружена достоверная слабая связь прыжка в#nbsp;длину с#nbsp;места и#nbsp;результатом веерного бега (-0,32; P≤0,05). Очевидно, что в#nbsp;веерном беге присутствовал и#nbsp;скоростно-силовой компонент, который отразился в#nbsp;обнаруженной связи. Более того, результат веерного бега имел хоть и#nbsp;слабую (0,35−0,38; Р≤0,05), но#nbsp;достоверную взаимосвязь со#nbsp;всеми шестью скоростными тестами.

Как указывает профессор В.#nbsp;Н.#nbsp;Платонов, координационные способности очень многообразны, специфичны для каждого вида спорта, в#nbsp;большей или меньшей степени обуславливают ловкость или координацию. С#nbsp;ловкостью они связаны в#nbsp;движениях и#nbsp;двигательных действиях, требующих решения в#nbsp;неожиданных, постоянно меняющихся и#nbsp;непредвиденных ситуациях, с#nbsp;координацией#nbsp;— при выполнении хорошо известных и#nbsp;отработанных движений и#nbsp;двигательных действий. Отсюда следует, что ловкость и#nbsp;координация взаимосвязаны и#nbsp;зависят от#nbsp;различных элементарных и#nbsp;комплексных видов скоростных способностей.