Статьи Попов Валерий

Особенности, интересы и движущие мотивы принятия решений о начале занятий баскетболом в семье юного спортсмена

Особенности, интересы и движущие мотивы принятия решений о начале занятий баскетболом в семье юного спортсмена
Цзынь Цзябинь, магистр пед. наук (Белорусский государственный университет физической культуры)

Попов В.П., канд. пед. наук, доцент (Белорусский государственный университет физической культуры)

Баранаев Ю.А., канд. пед. наук, доцент (Белорусский государственный университет физической культуры)

В статье представлены результаты изучения особенностей принятия решения в семье юного будущего спортсмена о начале занятий спортом. Рассмотрены интересы и движущие мотивы родителей и ребенка. Получен социологический портрет семьи, вступающей в многолетний процесс спортивной подготовки. Исследование проводилось в форме анкетирования 102 семей, родителей детей групп начальной подготовки. Проведенное исследование выявило ряд проблемных вопросов, влияющих на формирование спортивного резерва.
Ключевые слова: детский спорт, родители, интересы, мотивы, спортивный резерв.

FIRST STEPS INTO THE WORLD OF SPORTS
(sports, children, parents)
The article presents the results of the study of the peculiarities of decision-making in the family of a young future athlete to start playing sports. The interests and driving motives of parents and the child are considered. The sociological portrait of the family entering the long-term process of sports training is received. The study was conducted in the form of a survey of 102 families, parents of children in basic training groups. The study revealed a number of problematic issues affecting the formation of the sports reserve.
Key words: children’s sports, parents, interests, motives, sports reserve.
Введение. Подготовка спортивного резерва остается одной из перспективных и недостаточно решенных задач дальнейшего совершенствования системы подготовки в спорте высших достижений. Несмотря на многочисленные и многолетние научно-практические исследования в сфере подготовки резерва ситуация, характеризуемая потерей перспективных детей, не улучшается. Так, по данным исследований, проведенным в Росси, 2/3 юных спортсменов доходят до тренировочного этапа, но всего 6% из них до этапа спортивного совершенствования [1]. Неприемлемо большой процент ухода детей из спорта на первых этапах подготовки возможно является результатом методических ошибок в работе тренеров [2]. Очевидно, что поиск ресурсов повышения эффективности системы формирования резерва следует начать с первого шага вступления ребенка в мир спорта.
Задачи, методы, организация. В данном исследовании решалась задача изучить некоторые особенности принятия решения в семье юного будущего спортсмена о начале занятий спортом, интересы и движущие мотивы родителей и ребенка. Была сделана попытка получить социологический портрет семьи, вступающей в многолетний процесс спортивной подготовки. Исследование проводилось в форме анкетирования 102 семей, родителей детей групп начальной подготовки, в ДЮСШ баскетбольного клуба «Минск 2006».
Основная часть. Результаты анкетного опроса

Вопрос1. Причины, по которым ваш ребенок должен пойти в спортивную секцию?
Первый вопрос анкеты представляет большой интерес как для социолога, так и для тренера. Ответ позволяет приоткрыть менталитет семьи в планировании жизни ребенка, а также понимать движущие мотивы семьи с какой целью ребенок вступает в спорт. Ответы распределились следующим образом:
  • спорт укрепляет растущий организм -99.0%;
  • занятия спортом повышают иммунитет -96,2%;
  • благодаря спорту гиперактивность детей исчезает -68,6%;
  • в общении с ровесниками дети, занимающиеся спортом, чувствуют себя уверенней- 39%;
  • с друзьями из спортивной школы дети общаются больше, чем с одноклассниками -37%.
  • прочие причины — 41,9%.
Вопрос 2. Как Ваш ребенок попал в спорт?
Были получены следующие варианты ответа:
  • это был его выбор -81,2%
  • это была инициатива родителей-54,3%
  • выбор был совместный- в 55% случаев

Значительный процент самостоятельного решения ребенком в возрасте 7−8 лет следует считать знаковым событием. Можно полагать, что уже в данном возрасте имеется понимание влияния занятий спортом на личный рейтинг в его ближайшем социуме.
Вопрос 3. Почему ваш ребенок выбрал именно этот вид спорта?
О причине выбора ДЮСШ по баскетболу свидетельствуют следующие мотивы:
  • им занимался кто-то из членов семьи-45,7%;
  • популярен в семье «болельщиков» -35,2%;
  • занимаются его друзья-37,1%;
  • тренировочный центр находится в шаговой доступности от дома -55,2%.

Ответ на данный вопрос имеет принципиальное значение для разработки стиля работы тренера. Если 2 первых варианта ответа подтверждают уже сформированную мотивацию к данному виду спорта в условиях семьи, то 3и4-й варианты предполагают дополнительные усилия тренера, направленные на трансформацию в устойчивый интерес неустойчивого мотива дружеской компании или случайного выбора вида спорта по признаку «шаговой доступности». Возможно, последний мотив и является причиной потери части резерва в связи с несоответствием ребенка данному виду спорта или недоработке тренера в формировании устойчивой мотивации случайно пришедшего в группу начальной подготовки перспективного ребенка.
Вопрос 4. Ваша семья регулярно занимается физической культурой?
Чрезвычайно интересный вопрос. 45,7% опрошенных семей не практикуют регулярные занятия физическими упражнениями. Вместе с тем, они проявляют понимание ее влияния на физическое развитие ребенка и поддерживают его желание к занятиям спортом. Вторая группа родителей 54,3%, регулярно использует различные средства физической культуры, что, несомненно, является отличным примером детям.
Вопрос 5. Занимались ли Вы ранее спортом?
Занятия спортом родителей в прошлом безусловно оказывают влияние на отношение детей к спорту. Как и следовало ожидать, в семьях делегировавших в спорт своих детей, 92,4% отцов имели опыт в спорте. Достаточно высокий процент мам 59,9% в этих семьях подтвердили занятия спортом в прошлом.
Вопрос 6. Каким Вы видите будущее своего ребенка в спорте?
В самом начале занятий мнения родителей распределились следующим образом:
  • будет заниматься спортом до окончания средней школы-78,1%;
  • будет заниматься до завершения высшего образования-75,2;
  • в случае успешной спортивной карьеры родители поддержат желание связать свою профессию со спортом- 98,1%.

Представление семьи о будущем своего ребенка в спорте чрезвычайно важно для работы тренера. Полученные данные свидетельствуют о том, что на первых этапах занятий спортом почти 75% родителей поддерживают занятия спортом. Однако 25% родителей не связывают занятия спортом с будущей профессией. Они поддерживают спорт в жизни ребенка до окончания средней школы или обучения в университете. Вероятно, родители проявляют известную осторожность в прогнозе успешности детей в избранном виде спорта на этапе начальной подготовки. Впереди предстоят многие годы подготовки, а статистика многоуровневой селекции пока не вызывает оптимизма.
Вопрос 7. Вы желаете, чтобы Ваш ребенок стал профессиональным спортсменом?
Ну вот настал и решающий вопрос, ответ на который позволит тренеру получить информацию о возможности рассчитывать на поддержку семьи в случае удачно сложившейся карьеры ребенка. За 8−10 лет работы тренера с конкретной группой они уже являются в определенном смысле его детьми в которых он вложил часть своей жизни. История спорта знает множество примеров, когда семья прекращала спортивную карьеру талантливого спортсмена по причине собственных планов на будущее детей.

Прямая формулировка вопроса о профессиональном будущем ребенка более точно отражает существующую позицию родителей на момент анкетирования. Ответы разделились в следующей пропорции: да-68,6%, нет -31,4%.

В нашем случае мы не ожидали 100% единодушного ответа родителей, но мы его практически получили в варианте ответа номер 4 на предыдущий вопрос. Родители ответили: если спортивная карьера сложится удачно, то семья поддержит профессиональный путь в спорте (98,1%). Очевидно, родители сегодня уже знают о возможных преференциях для будущего их ребенка в профессиональном спорте.
Вопрос 8. Количество детей в семье?
Согласно данным Минтруда: 60% белорусских семей имеют 1 ребенка, 31%-2 ребенка, 8,7% семей 3 и более детей. Опрошенные семьи относятся к новому поколению молодых родителей, ориентированных на спорт, что и нашло отражение в статистике ответов: 56,9% семей имеют -2ребенка, 21,6% -1 ребенка, 13,7%-3 и более
Вопрос 9. Какой по счету в семье Ваш ребенок, занимающийся баскетболом?
Интересная информация. Если 60,8% семей направили в спорт первого ребенка, то 26,5 уже 2-го, а 4,9% третьего. Это свидетельствует о том, что 31,4% семей уже имеют традицию и опыт воспитания детей в баскетболе.
Возрастной диапазон мам растянулся от 29 до 49 лет. Пик частот возраста мам приходится на возраст 34 года. Вместе с тем, в многодетных семьях (3-6детей) имеются мамы в возрасте 49лет.
Вопрос 11. Укажите возраст отца
Наибольшее количество отцов приходится на возраст 34−37 лет, что составляет более 50%. Именно эта группа отцов наиболее активно принимает участие в спортивной жизни ребенка. Весь возрастной диапазон отцов растянулся от 30 до 52 лет.
Вопрос 12. Пожалуйста, укажите рост отца
В связи с тем, что в процедуре селекции в баскетболе показатель роста имеет высокий рейтинг, то информация о росте родителей имеет важное значение для прогноза будущего роста ребенка. В перспективе на основе полученных данных опроса в сочетании с комплексом антропометрических измерений будет возможнл предсказать вероятный диапазон роста будущего баскетболиста.

Мы выделили 3 диапазона роста отцов. Наибольшее количество отцов выявилось в диапазоне роста 175−179см, что составляет 22.6%, 180−189см-21%, 190 см и выше -15%. Ростовые данные отцов позволяют надеяться, что 35−40% детей опрошенных родителей имеют хорошие перспективы наследования высоких антропометрических показателей. Для справки: по официальной статистике считается, что средний рост мужчины в Беларуси — 178 см. Белорусские мужчины в международном рейтинге занимают только 22-ю позицию [3].
Вопрос 13. Пожалуйста, укажите рост матери
В широком диапазоне роста мам привлекает внимание диапазон 175−180 см, составляющий 22% от общего количества анкет. Согласно исследованию международного объединения NCD Risk Factor Collaboration, белоруски заняли 9-е место в рейтинге самых высоких женщин на Земле[3]. По официальной статистике средний рост наших женщин 166 см. Можно предположить, что практически каждый 5-й ребенок групп начальной подготовки имеет перспективу в плане достижения желаемых стандартов в баскетболе. Такие высокие ростовые показатели родителей очевидно и объясняют целевую направленность их детей на баскетбол, где для них выше вероятность успеха.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование в системе «спорт-дети-родители» выявило ряд мало обсуждаемых вопросов, относящихся к особенностям интересов и мотивации семей юных спортсменов, начинающих свой путь в спорт в группах начального обучения профессионального клуба. Уже на этапе первичного отбора тренер оценивает прежде всего уровень физического развития и некоторых физических способностей ребенка [4]. Тренеру предстоит многолетняя работа с детьми, пришедшими в ДЮСШ из семей с различной мотивацией, целью и задачами, которые могут не совпадать с Программой многолетней подготовки. Сложно сочетать мотивацию тренера, направленную на достижение высшего спортивного мастерства с весьма разнообразными мотивами родителей от непринятия спорта (21,9%) и решающих задачу чем-то занять ребенка или родителями выбравшим вид спорта по принципу «зал в шаговой доступности». В то же время с ними рядом находятся дети чьи родители в прошлом спортсмены, эти дети пришли с прочно сформированной мотивацией. Уже с первых шагов тренеру полезно владеть этой важной информацией поскольку для каждого из множества вариантов потребуется соответствующая работа как с ребенком, так и его родителями. Уже на этом этапе расформировываются группы по причине их без перспективности и текучести контингента. Причина чаще состоит в том, что тренерам не удалось эффективно провести психолого-педагогическое сопровождение детей с несформированной мотивацией. Особенно важно установить постоянный контакт с родителями и понять уровень их поддержки ребенка в решении задач «двойной карьеры «школа-спорт» [5,6]. Следует также учесть, что родители приводят детей на тренировки и присутствуют на занятиях. Принимая во внимание, что они являются самыми строгими оценщиками качества работы тренера, ошибки в стиле общения с детьми могут привести к уходу детей из группы. Владение тренером информацией о показателях физического развития родителей будет способствовать правильной работе с быстрорастущими или медленнорастущими детьми, имеющих высокую генетическую вероятность достичь значительной длины тела. В тоже время важно не потерять контингент, не имеющий перспективы высокого роста, но имеющий высокие координационные или скоростно-силовые способности [7].

На стабильность группы, несомненно, влияет физическая культура семьи, возраст родителей занимающихся, состав семьи и много других сопровождающих факторов без знания которых достижение успеха будет проблематично. Полученные результаты исследования активизируют педагогическое мышление тренера и направлены на повышение эффективности начальной подготовки резерва в баскетболе.
Литература
1.Хвацкая, Е. Е. Психологическое сопровождение как направление деятельности центра тестирования, отбора и сопровождения спортивно одаренных детей (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)//Материалы 1Х Международного конгресса "Спорт, Человек, Здоровье" (25−27 апреля 2019г);Министерство спорта Российской Федерации, Олимпийский комитет России, Правительство Санкт-Петербурга и др.- СПБ, 2019.-С.289−291.

2. Хвацкая, Е. Е. Основы концепции психологического сопровождения спортсменов в процессе обучения в ДЮСШ и СДЮСШОР / Е. Е. Хвацкая // Научно-педагогические школы университета: науч. труды; НГУ им. П. Ф. Лесгафта: ежегодник. — СПб., 2015. — С. 85−88.

3.Рейтинги [Электронный ресурс]-режим доступа https://thinktanks.by/publication/2020/05/12/beloruski-voshli-v-desyatku-samyh-vysokih-zhenschin-na-planete.html. Дата доступа:16.07.2022.

4. Горская, Г. Б. Ранняя профессионализация одаренных детей: ресурс развития или источник дисгармонии/Г.Б. Горская, С. М. Ахметов, Ю.К. Чернышенко// Вестник Адыгейского университета. 2013. № 3 (123). — С. 110−118.

5. Петруняк, Д. В. Трудности взаимодействия в системе "тренер-спортсмен-родители спортсмена" с точки зрения тренера // Научные исследования и разработки в спорте: вестник аспирантуры и докторантуры. — СПб.: НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2014. — Вып. 22. — С. 56−59.

6.Хвацкая Е. Е. Психодиагностические методики в работе с родителями юных спортсменов. /Е.Е.Хвацкая, Н.Е.Латышева//Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки.2015. № 1. С. 216−222.

7. Цзинь, Цзябинь. Процесс отбора юных баскетболистов как алгоритм осуществления типологического подхода. /Цзябинь Цзинь, В.П.Попов// Ученые записки Белорус. гос. ун-т физ. культуры: сб. науч. тр. / М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т физ. культуры; редкол.: С. Б. Репкин (гл. ред.) [и др.]. — Минск, 2021. — Вып. 24. — С.166−171.
Made on
Tilda