Баранаев Ю.А., канд. пед. наук, доцент (Белорусский государственный университет физической культуры)
В статье представлены результаты изучения особенностей принятия решения в семье юного будущего спортсмена о начале занятий спортом. Рассмотрены интересы и движущие мотивы родителей и ребенка. Получен социологический портрет семьи, вступающей в многолетний процесс спортивной подготовки. Исследование проводилось в форме анкетирования 102 семей, родителей детей групп начальной подготовки. Проведенное исследование выявило ряд проблемных вопросов, влияющих на формирование спортивного резерва. Ключевые слова: детский спорт, родители, интересы, мотивы, спортивный резерв.
FIRST STEPS INTO THE WORLD OF SPORTS (sports, children, parents) The article presents the results of the study of the peculiarities of decision-making in the family of a young future athlete to start playing sports. The interests and driving motives of parents and the child are considered. The sociological portrait of the family entering the long-term process of sports training is received. The study was conducted in the form of a survey of 102 families, parents of children in basic training groups. The study revealed a number of problematic issues affecting the formation of the sports reserve. Key words: children’s sports, parents, interests, motives, sports reserve.
Введение. Подготовка спортивного резерва остается одной из перспективных и недостаточно решенных задач дальнейшего совершенствования системы подготовки в спорте высших достижений. Несмотря на многочисленные и многолетние научно-практические исследования в сфере подготовки резерва ситуация, характеризуемая потерей перспективных детей, не улучшается. Так, по данным исследований, проведенным в Росси, 2/3 юных спортсменов доходят до тренировочного этапа, но всего 6% из них до этапа спортивного совершенствования [1]. Неприемлемо большой процент ухода детей из спорта на первых этапах подготовки возможно является результатом методических ошибок в работе тренеров [2]. Очевидно, что поиск ресурсов повышения эффективности системы формирования резерва следует начать с первого шага вступления ребенка в мир спорта.
Задачи, методы, организация. В данном исследовании решалась задача изучить некоторые особенности принятия решения в семье юного будущего спортсмена о начале занятий спортом, интересы и движущие мотивы родителей и ребенка. Была сделана попытка получить социологический портрет семьи, вступающей в многолетний процесс спортивной подготовки. Исследование проводилось в форме анкетирования 102 семей, родителей детей групп начальной подготовки, в ДЮСШ баскетбольного клуба «Минск 2006».
Основная часть. Результаты анкетного опроса
Вопрос1. Причины, по которым ваш ребенок должен пойти в спортивную секцию?
Первый вопрос анкеты представляет большой интерес как для социолога, так и для тренера. Ответ позволяет приоткрыть менталитет семьи в планировании жизни ребенка, а также понимать движущие мотивы семьи с какой целью ребенок вступает в спорт. Ответы распределились следующим образом:
спорт укрепляет растущий организм -99.0%;
занятия спортом повышают иммунитет -96,2%;
благодаря спорту гиперактивность детей исчезает -68,6%;
в общении с ровесниками дети, занимающиеся спортом, чувствуют себя уверенней- 39%;
с друзьями из спортивной школы дети общаются больше, чем с одноклассниками -37%.
прочие причины — 41,9%.
Вопрос 2. Как Ваш ребенок попал в спорт?
Были получены следующие варианты ответа:
это был его выбор -81,2%
это была инициатива родителей-54,3%
выбор был совместный- в 55% случаев
Значительный процент самостоятельного решения ребенком в возрасте 7−8 лет следует считать знаковым событием. Можно полагать, что уже в данном возрасте имеется понимание влияния занятий спортом на личный рейтинг в его ближайшем социуме.
Вопрос 3. Почему ваш ребенок выбрал именно этот вид спорта?
О причине выбора ДЮСШ по баскетболу свидетельствуют следующие мотивы:
им занимался кто-то из членов семьи-45,7%;
популярен в семье «болельщиков» -35,2%;
занимаются его друзья-37,1%;
тренировочный центр находится в шаговой доступности от дома -55,2%.
Ответ на данный вопрос имеет принципиальное значение для разработки стиля работы тренера. Если 2 первых варианта ответа подтверждают уже сформированную мотивацию к данному виду спорта в условиях семьи, то 3и4-й варианты предполагают дополнительные усилия тренера, направленные на трансформацию в устойчивый интерес неустойчивого мотива дружеской компании или случайного выбора вида спорта по признаку «шаговой доступности». Возможно, последний мотив и является причиной потери части резерва в связи с несоответствием ребенка данному виду спорта или недоработке тренера в формировании устойчивой мотивации случайно пришедшего в группу начальной подготовки перспективного ребенка.
Вопрос 4. Ваша семья регулярно занимается физической культурой?
Чрезвычайно интересный вопрос. 45,7% опрошенных семей не практикуют регулярные занятия физическими упражнениями. Вместе с тем, они проявляют понимание ее влияния на физическое развитие ребенка и поддерживают его желание к занятиям спортом. Вторая группа родителей 54,3%, регулярно использует различные средства физической культуры, что, несомненно, является отличным примером детям.
Вопрос 5. Занимались ли Вы ранее спортом?
Занятия спортом родителей в прошлом безусловно оказывают влияние на отношение детей к спорту. Как и следовало ожидать, в семьях делегировавших в спорт своих детей, 92,4% отцов имели опыт в спорте. Достаточно высокий процент мам 59,9% в этих семьях подтвердили занятия спортом в прошлом.
Вопрос 6. Каким Вы видите будущее своего ребенка в спорте?
В самом начале занятий мнения родителей распределились следующим образом:
будет заниматься спортом до окончания средней школы-78,1%;
будет заниматься до завершения высшего образования-75,2;
в случае успешной спортивной карьеры родители поддержат желание связать свою профессию со спортом- 98,1%.
Представление семьи о будущем своего ребенка в спорте чрезвычайно важно для работы тренера. Полученные данные свидетельствуют о том, что на первых этапах занятий спортом почти 75% родителей поддерживают занятия спортом. Однако 25% родителей не связывают занятия спортом с будущей профессией. Они поддерживают спорт в жизни ребенка до окончания средней школы или обучения в университете. Вероятно, родители проявляют известную осторожность в прогнозе успешности детей в избранном виде спорта на этапе начальной подготовки. Впереди предстоят многие годы подготовки, а статистика многоуровневой селекции пока не вызывает оптимизма.
Вопрос 7. Вы желаете, чтобы Ваш ребенок стал профессиональным спортсменом?
Ну вот настал и решающий вопрос, ответ на который позволит тренеру получить информацию о возможности рассчитывать на поддержку семьи в случае удачно сложившейся карьеры ребенка. За 8−10 лет работы тренера с конкретной группой они уже являются в определенном смысле его детьми в которых он вложил часть своей жизни. История спорта знает множество примеров, когда семья прекращала спортивную карьеру талантливого спортсмена по причине собственных планов на будущее детей.
Прямая формулировка вопроса о профессиональном будущем ребенка более точно отражает существующую позицию родителей на момент анкетирования. Ответы разделились в следующей пропорции: да-68,6%, нет -31,4%.
В нашем случае мы не ожидали 100% единодушного ответа родителей, но мы его практически получили в варианте ответа номер 4 на предыдущий вопрос. Родители ответили: если спортивная карьера сложится удачно, то семья поддержит профессиональный путь в спорте (98,1%). Очевидно, родители сегодня уже знают о возможных преференциях для будущего их ребенка в профессиональном спорте.
Вопрос 8. Количество детей в семье?
Согласно данным Минтруда: 60% белорусских семей имеют 1 ребенка, 31%-2 ребенка, 8,7% семей 3 и более детей. Опрошенные семьи относятся к новому поколению молодых родителей, ориентированных на спорт, что и нашло отражение в статистике ответов: 56,9% семей имеют -2ребенка, 21,6% -1 ребенка, 13,7%-3 и более
Вопрос 9. Какой по счету в семье Ваш ребенок, занимающийся баскетболом?
Интересная информация. Если 60,8% семей направили в спорт первого ребенка, то 26,5 уже 2-го, а 4,9% третьего. Это свидетельствует о том, что 31,4% семей уже имеют традицию и опыт воспитания детей в баскетболе.
Возрастной диапазон мам растянулся от 29 до 49 лет. Пик частот возраста мам приходится на возраст 34 года. Вместе с тем, в многодетных семьях (3-6детей) имеются мамы в возрасте 49лет.
Вопрос 11. Укажите возраст отца
Наибольшее количество отцов приходится на возраст 34−37 лет, что составляет более 50%. Именно эта группа отцов наиболее активно принимает участие в спортивной жизни ребенка. Весь возрастной диапазон отцов растянулся от 30 до 52 лет.
Вопрос 12. Пожалуйста, укажите рост отца
В связи с тем, что в процедуре селекции в баскетболе показатель роста имеет высокий рейтинг, то информация о росте родителей имеет важное значение для прогноза будущего роста ребенка. В перспективе на основе полученных данных опроса в сочетании с комплексом антропометрических измерений будет возможнл предсказать вероятный диапазон роста будущего баскетболиста.
Мы выделили 3 диапазона роста отцов. Наибольшее количество отцов выявилось в диапазоне роста 175−179см, что составляет 22.6%, 180−189см-21%, 190 см и выше -15%. Ростовые данные отцов позволяют надеяться, что 35−40% детей опрошенных родителей имеют хорошие перспективы наследования высоких антропометрических показателей. Для справки: по официальной статистике считается, что средний рост мужчины в Беларуси — 178 см. Белорусские мужчины в международном рейтинге занимают только 22-ю позицию [3].
Вопрос 13. Пожалуйста, укажите рост матери
В широком диапазоне роста мам привлекает внимание диапазон 175−180 см, составляющий 22% от общего количества анкет. Согласно исследованию международного объединения NCD Risk Factor Collaboration, белоруски заняли 9-е место в рейтинге самых высоких женщин на Земле[3]. По официальной статистике средний рост наших женщин 166 см. Можно предположить, что практически каждый 5-й ребенок групп начальной подготовки имеет перспективу в плане достижения желаемых стандартов в баскетболе. Такие высокие ростовые показатели родителей очевидно и объясняют целевую направленность их детей на баскетбол, где для них выше вероятность успеха.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование в системе «спорт-дети-родители» выявило ряд мало обсуждаемых вопросов, относящихся к особенностям интересов и мотивации семей юных спортсменов, начинающих свой путь в спорт в группах начального обучения профессионального клуба. Уже на этапе первичного отбора тренер оценивает прежде всего уровень физического развития и некоторых физических способностей ребенка [4]. Тренеру предстоит многолетняя работа с детьми, пришедшими в ДЮСШ из семей с различной мотивацией, целью и задачами, которые могут не совпадать с Программой многолетней подготовки. Сложно сочетать мотивацию тренера, направленную на достижение высшего спортивного мастерства с весьма разнообразными мотивами родителей от непринятия спорта (21,9%) и решающих задачу чем-то занять ребенка или родителями выбравшим вид спорта по принципу «зал в шаговой доступности». В то же время с ними рядом находятся дети чьи родители в прошлом спортсмены, эти дети пришли с прочно сформированной мотивацией. Уже с первых шагов тренеру полезно владеть этой важной информацией поскольку для каждого из множества вариантов потребуется соответствующая работа как с ребенком, так и его родителями. Уже на этом этапе расформировываются группы по причине их без перспективности и текучести контингента. Причина чаще состоит в том, что тренерам не удалось эффективно провести психолого-педагогическое сопровождение детей с несформированной мотивацией. Особенно важно установить постоянный контакт с родителями и понять уровень их поддержки ребенка в решении задач «двойной карьеры «школа-спорт» [5,6]. Следует также учесть, что родители приводят детей на тренировки и присутствуют на занятиях. Принимая во внимание, что они являются самыми строгими оценщиками качества работы тренера, ошибки в стиле общения с детьми могут привести к уходу детей из группы. Владение тренером информацией о показателях физического развития родителей будет способствовать правильной работе с быстрорастущими или медленнорастущими детьми, имеющих высокую генетическую вероятность достичь значительной длины тела. В тоже время важно не потерять контингент, не имеющий перспективы высокого роста, но имеющий высокие координационные или скоростно-силовые способности [7].
На стабильность группы, несомненно, влияет физическая культура семьи, возраст родителей занимающихся, состав семьи и много других сопровождающих факторов без знания которых достижение успеха будет проблематично. Полученные результаты исследования активизируют педагогическое мышление тренера и направлены на повышение эффективности начальной подготовки резерва в баскетболе.
Литература
1.Хвацкая, Е. Е. Психологическое сопровождение как направление деятельности центра тестирования, отбора и сопровождения спортивно одаренных детей (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)//Материалы 1Х Международного конгресса "Спорт, Человек, Здоровье" (25−27 апреля 2019г);Министерство спорта Российской Федерации, Олимпийский комитет России, Правительство Санкт-Петербурга и др.- СПБ, 2019.-С.289−291.
2. Хвацкая, Е. Е. Основы концепции психологического сопровождения спортсменов в процессе обучения в ДЮСШ и СДЮСШОР / Е. Е. Хвацкая // Научно-педагогические школы университета: науч. труды; НГУ им. П. Ф. Лесгафта: ежегодник. — СПб., 2015. — С. 85−88.
4. Горская, Г. Б. Ранняя профессионализация одаренных детей: ресурс развития или источник дисгармонии/Г.Б. Горская, С. М. Ахметов, Ю.К. Чернышенко// Вестник Адыгейского университета. 2013. № 3 (123). — С. 110−118.
5. Петруняк, Д. В. Трудности взаимодействия в системе "тренер-спортсмен-родители спортсмена" с точки зрения тренера // Научные исследования и разработки в спорте: вестник аспирантуры и докторантуры. — СПб.: НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2014. — Вып. 22. — С. 56−59.
6.Хвацкая Е. Е. Психодиагностические методики в работе с родителями юных спортсменов. /Е.Е.Хвацкая, Н.Е.Латышева//Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки.2015. № 1. С. 216−222.
7. Цзинь, Цзябинь. Процесс отбора юных баскетболистов как алгоритм осуществления типологического подхода. /Цзябинь Цзинь, В.П.Попов// Ученые записки Белорус. гос. ун-т физ. культуры: сб. науч. тр. / М-во спорта и туризма Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т физ. культуры; редкол.: С. Б. Репкин (гл. ред.) [и др.]. — Минск, 2021. — Вып. 24. — С.166−171.