Баранаев Ю.А., канд. пед. наук, доцент (Белорусский государственный университет физической культуры)
В#nbsp;статье представлены результаты изучения особенностей принятия решения в#nbsp;семье юного будущего спортсмена о#nbsp;начале занятий спортом. Рассмотрены интересы и#nbsp;движущие мотивы родителей и#nbsp;ребенка. Получен социологический портрет семьи, вступающей в#nbsp;многолетний процесс спортивной подготовки. Исследование проводилось в#nbsp;форме анкетирования 102 семей, родителей детей групп начальной подготовки. Проведенное исследование выявило ряд проблемных вопросов, влияющих на#nbsp;формирование спортивного резерва. Ключевые слова: детский спорт, родители, интересы, мотивы, спортивный резерв.
FIRST STEPS INTO THE WORLD#nbsp;OF SPORTS (sports, children, parents) The article presents the results of#nbsp;the study of#nbsp;the peculiarities of#nbsp;decision-making in#nbsp;the family of#nbsp;a#nbsp;young future athlete to#nbsp;start playing sports. The interests and driving motives of#nbsp;parents and the child are considered. The sociological portrait of#nbsp;the family entering the long-term process of#nbsp;sports training is#nbsp;received. The study was conducted in#nbsp;the form of#nbsp;a#nbsp;survey of#nbsp;102 families, parents of#nbsp;children in#nbsp;basic training groups. The study revealed a#nbsp;number of#nbsp;problematic issues affecting the formation of#nbsp;the sports reserve. Key words: children’s sports, parents, interests, motives, sports reserve.
Введение. Подготовка спортивного резерва остается одной из#nbsp;перспективных и#nbsp;недостаточно решенных задач дальнейшего совершенствования системы подготовки в#nbsp;спорте высших достижений. Несмотря на#nbsp;многочисленные и#nbsp;многолетние научно-практические исследования в#nbsp;сфере подготовки резерва ситуация, характеризуемая потерей перспективных детей, не#nbsp;улучшается. Так, по#nbsp;данным исследований, проведенным в#nbsp;Росси, 2/3 юных спортсменов доходят до#nbsp;тренировочного этапа, но#nbsp;всего 6% из#nbsp;них до#nbsp;этапа спортивного совершенствования [1]. Неприемлемо большой процент ухода детей из#nbsp;спорта на#nbsp;первых этапах подготовки возможно является результатом методических ошибок в#nbsp;работе тренеров [2]. Очевидно, что поиск ресурсов повышения эффективности системы формирования резерва следует начать с#nbsp;первого шага вступления ребенка в#nbsp;мир спорта.
Задачи, методы, организация. В#nbsp;данном исследовании решалась задача изучить некоторые особенности принятия решения в#nbsp;семье юного будущего спортсмена о#nbsp;начале занятий спортом, интересы и#nbsp;движущие мотивы родителей и#nbsp;ребенка. Была сделана попытка получить социологический портрет семьи, вступающей в#nbsp;многолетний процесс спортивной подготовки. Исследование проводилось в#nbsp;форме анкетирования 102 семей, родителей детей групп начальной подготовки, в#nbsp;ДЮСШ баскетбольного клуба «Минск 2006».
Основная часть. Результаты анкетного опроса
Вопрос1. Причины, по#nbsp;которым ваш ребенок должен пойти в#nbsp;спортивную секцию?
Первый вопрос анкеты представляет большой интерес как для#nbsp;социолога, так и#nbsp;для тренера. Ответ позволяет приоткрыть менталитет семьи в#nbsp;планировании жизни ребенка, а#nbsp;также понимать движущие мотивы семьи с#nbsp;какой целью ребенок вступает в#nbsp;спорт. Ответы распределились следующим образом:
спорт укрепляет растущий организм -99.0%;
занятия спортом повышают иммунитет -96,2%;
благодаря спорту гиперактивность детей исчезает -68,6%;
в#nbsp;общении с#nbsp;ровесниками дети, занимающиеся спортом, чувствуют себя уверенней- 39%;
с#nbsp;друзьями из#nbsp;спортивной школы дети общаются больше, чем с#nbsp;одноклассниками -37%.
прочие причины#nbsp;— 41,9%.
Вопрос 2. Как Ваш ребенок попал в#nbsp;спорт?
Были получены следующие варианты ответа:
это был его выбор -81,2%
это была инициатива родителей-54,3%
выбор был совместный- в#nbsp;55% случаев
Значительный процент самостоятельного решения ребенком в#nbsp;возрасте 7−8 лет следует считать знаковым событием. Можно полагать, что уже в#nbsp;данном возрасте имеется понимание влияния занятий спортом на#nbsp;личный рейтинг в#nbsp;его ближайшем социуме.
Вопрос 3. Почему ваш ребенок выбрал именно этот вид спорта?
О#nbsp;причине выбора ДЮСШ по#nbsp;баскетболу свидетельствуют следующие мотивы:
тренировочный центр находится в#nbsp;шаговой доступности от#nbsp;дома -55,2%.
Ответ на#nbsp;данный вопрос имеет принципиальное значение для#nbsp;разработки стиля работы тренера. Если 2 первых варианта ответа подтверждают уже сформированную мотивацию к#nbsp;данному виду спорта в#nbsp;условиях семьи, то#nbsp;3и4-й варианты предполагают дополнительные усилия тренера, направленные на#nbsp;трансформацию в#nbsp;устойчивый интерес неустойчивого мотива дружеской компании или случайного выбора вида спорта по#nbsp;признаку «шаговой доступности». Возможно, последний мотив и#nbsp;является причиной потери части резерва в#nbsp;связи с#nbsp;несоответствием ребенка данному виду спорта или недоработке тренера в#nbsp;формировании устойчивой мотивации случайно пришедшего в#nbsp;группу начальной подготовки перспективного ребенка.
Вопрос 4. Ваша семья регулярно занимается физической культурой?
Чрезвычайно интересный вопрос. 45,7% опрошенных семей не#nbsp;практикуют регулярные занятия физическими упражнениями. Вместе с#nbsp;тем, они проявляют понимание ее#nbsp;влияния на#nbsp;физическое развитие ребенка и#nbsp;поддерживают его желание к#nbsp;занятиям спортом. Вторая группа родителей 54,3%, регулярно использует различные средства физической культуры, что, несомненно, является отличным примером детям.
Вопрос 5. Занимались#nbsp;ли Вы#nbsp;ранее спортом?
Занятия спортом родителей в#nbsp;прошлом безусловно оказывают влияние на#nbsp;отношение детей к#nbsp;спорту. Как и#nbsp;следовало ожидать, в#nbsp;семьях делегировавших в#nbsp;спорт своих детей, 92,4% отцов имели опыт в#nbsp;спорте. Достаточно высокий процент мам 59,9% в#nbsp;этих семьях подтвердили занятия спортом в#nbsp;прошлом.
Вопрос 6. Каким Вы#nbsp;видите будущее своего ребенка в#nbsp;спорте?
В#nbsp;самом начале занятий мнения родителей распределились следующим образом:
будет заниматься спортом до#nbsp;окончания средней школы-78,1%;
будет заниматься до#nbsp;завершения высшего образования-75,2;
в#nbsp;случае успешной спортивной карьеры родители поддержат желание связать свою профессию со#nbsp;спортом- 98,1%.
Представление семьи о#nbsp;будущем своего ребенка в#nbsp;спорте чрезвычайно важно для#nbsp;работы тренера. Полученные данные свидетельствуют о#nbsp;том, что на#nbsp;первых этапах занятий спортом почти 75% родителей поддерживают занятия спортом. Однако 25% родителей не#nbsp;связывают занятия спортом с#nbsp;будущей профессией. Они поддерживают спорт в#nbsp;жизни ребенка до#nbsp;окончания средней школы или обучения в#nbsp;университете. Вероятно, родители проявляют известную осторожность в#nbsp;прогнозе успешности детей в#nbsp;избранном виде спорта на#nbsp;этапе начальной подготовки. Впереди предстоят многие годы подготовки, а#nbsp;статистика многоуровневой селекции пока не#nbsp;вызывает оптимизма.
Вопрос 7. Вы#nbsp;желаете, чтобы Ваш ребенок стал профессиональным спортсменом?
Ну#nbsp;вот настал и#nbsp;решающий вопрос, ответ на#nbsp;который позволит тренеру получить информацию о#nbsp;возможности рассчитывать на#nbsp;поддержку семьи в#nbsp;случае удачно сложившейся карьеры ребенка. За#nbsp;8−10 лет работы тренера с#nbsp;конкретной группой они уже являются в#nbsp;определенном смысле его детьми в#nbsp;которых он#nbsp;вложил часть своей жизни. История спорта знает множество примеров, когда семья прекращала спортивную карьеру талантливого спортсмена по#nbsp;причине собственных планов на#nbsp;будущее детей.
Прямая формулировка вопроса о#nbsp;профессиональном будущем ребенка более точно отражает существующую позицию родителей на#nbsp;момент анкетирования. Ответы разделились в#nbsp;следующей пропорции: да-68,6%, нет -31,4%.
В#nbsp;нашем случае мы#nbsp;не#nbsp;ожидали 100% единодушного ответа родителей, но#nbsp;мы#nbsp;его практически получили в#nbsp;варианте ответа номер 4 на#nbsp;предыдущий вопрос. Родители ответили: если спортивная карьера сложится удачно, то#nbsp;семья поддержит профессиональный путь в#nbsp;спорте (98,1%). Очевидно, родители сегодня уже знают о#nbsp;возможных преференциях для#nbsp;будущего их#nbsp;ребенка в#nbsp;профессиональном спорте.
Вопрос 8. Количество детей в#nbsp;семье?
Согласно данным Минтруда: 60% белорусских семей имеют 1 ребенка, 31%-2 ребенка, 8,7% семей 3 и#nbsp;более детей. Опрошенные семьи относятся к#nbsp;новому поколению молодых родителей, ориентированных на#nbsp;спорт, что и#nbsp;нашло отражение в#nbsp;статистике ответов: 56,9% семей имеют -2ребенка, 21,6% -1 ребенка, 13,7%-3 и#nbsp;более
Вопрос 9. Какой по счету в семье Ваш ребенок, занимающийся баскетболом?
Интересная информация. Если 60,8% семей направили в#nbsp;спорт первого ребенка, то#nbsp;26,5 уже 2-го, а#nbsp;4,9% третьего. Это свидетельствует о#nbsp;том, что 31,4% семей уже имеют традицию и#nbsp;опыт воспитания детей в#nbsp;баскетболе.
Возрастной диапазон мам растянулся от 29 до 49 лет. Пик частот возраста мам приходится на возраст 34 года. Вместе с тем, в многодетных семьях (3-6детей) имеются мамы в возрасте 49лет.
Вопрос 11. Укажите возраст отца
Наибольшее количество отцов приходится на#nbsp;возраст 34−37 лет, что составляет более 50%. Именно эта группа отцов наиболее активно принимает участие в#nbsp;спортивной жизни ребенка. Весь возрастной диапазон отцов растянулся от#nbsp;30 до#nbsp;52 лет.
Вопрос 12. Пожалуйста, укажите рост отца
В#nbsp;связи с#nbsp;тем, что в#nbsp;процедуре селекции в#nbsp;баскетболе показатель роста имеет высокий рейтинг, то#nbsp;информация о#nbsp;росте родителей имеет важное значение для#nbsp;прогноза будущего роста ребенка. В#nbsp;перспективе на#nbsp;основе полученных данных опроса в#nbsp;сочетании с#nbsp;комплексом антропометрических измерений будет возможнл предсказать вероятный диапазон роста будущего баскетболиста.
Мы#nbsp;выделили 3 диапазона роста отцов. Наибольшее количество отцов выявилось в#nbsp;диапазоне роста 175−179см, что составляет 22.6%, 180−189см-21%, 190#nbsp;см и#nbsp;выше -15%. Ростовые данные отцов позволяют надеяться, что 35−40% детей опрошенных родителей имеют хорошие перспективы наследования высоких антропометрических показателей. Для#nbsp;справки: по#nbsp;официальной статистике считается, что средний рост мужчины в#nbsp;Беларуси#nbsp;— 178#nbsp;см.#nbsp;Белорусские мужчины в#nbsp;международном рейтинге занимают только 22-ю позицию [3].
Вопрос 13. Пожалуйста, укажите рост матери
В#nbsp;широком диапазоне роста мам привлекает внимание диапазон 175−180 см, составляющий 22% от#nbsp;общего количества анкет. Согласно исследованию международного объединения NCD Risk Factor Collaboration, белоруски заняли 9-е место в#nbsp;рейтинге самых высоких женщин на#nbsp;Земле[3]. По#nbsp;официальной статистике средний рост наших женщин 166#nbsp;см. Можно предположить, что практически каждый 5-й ребенок групп начальной подготовки имеет перспективу в#nbsp;плане достижения желаемых стандартов в#nbsp;баскетболе. Такие высокие ростовые показатели родителей очевидно и#nbsp;объясняют целевую направленность их#nbsp;детей на#nbsp;баскетбол, где для#nbsp;них выше вероятность успеха.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование в#nbsp;системе «спорт-дети-родители» выявило ряд мало обсуждаемых вопросов, относящихся к#nbsp;особенностям интересов и#nbsp;мотивации семей юных спортсменов, начинающих свой путь в#nbsp;спорт в#nbsp;группах начального обучения профессионального клуба. Уже на#nbsp;этапе первичного отбора тренер оценивает прежде всего уровень физического развития и#nbsp;некоторых физических способностей ребенка [4]. Тренеру предстоит многолетняя работа с#nbsp;детьми, пришедшими в#nbsp;ДЮСШ из#nbsp;семей с#nbsp;различной мотивацией, целью и#nbsp;задачами, которые могут не#nbsp;совпадать с#nbsp;Программой многолетней подготовки. Сложно сочетать мотивацию тренера, направленную на#nbsp;достижение высшего спортивного мастерства с#nbsp;весьма разнообразными мотивами родителей от#nbsp;непринятия спорта (21,9%) и#nbsp;решающих задачу чем-то занять ребенка или родителями выбравшим вид спорта по#nbsp;принципу «зал в#nbsp;шаговой доступности». В#nbsp;то#nbsp;же время с#nbsp;ними рядом находятся дети чьи родители в#nbsp;прошлом спортсмены, эти дети пришли с#nbsp;прочно сформированной мотивацией. Уже с#nbsp;первых шагов тренеру полезно владеть этой важной информацией поскольку для#nbsp;каждого из#nbsp;множества вариантов потребуется соответствующая работа как с#nbsp;ребенком, так и#nbsp;его родителями. Уже на#nbsp;этом этапе расформировываются группы по#nbsp;причине их#nbsp;без перспективности и#nbsp;текучести контингента. Причина чаще состоит в#nbsp;том, что тренерам не#nbsp;удалось эффективно провести психолого-педагогическое сопровождение детей с#nbsp;несформированной мотивацией. Особенно важно установить постоянный контакт с#nbsp;родителями и#nbsp;понять уровень их#nbsp;поддержки ребенка в#nbsp;решении задач «двойной карьеры «школа-спорт» [5,6]. Следует также учесть, что родители приводят детей на#nbsp;тренировки и#nbsp;присутствуют на#nbsp;занятиях. Принимая во#nbsp;внимание, что они являются самыми строгими оценщиками качества работы тренера, ошибки в#nbsp;стиле общения с#nbsp;детьми могут привести к#nbsp;уходу детей из#nbsp;группы. Владение тренером информацией о#nbsp;показателях физического развития родителей будет способствовать правильной работе с#nbsp;быстрорастущими или медленнорастущими детьми, имеющих высокую генетическую вероятность достичь значительной длины тела. В#nbsp;тоже время важно не#nbsp;потерять контингент, не#nbsp;имеющий перспективы высокого роста, но#nbsp;имеющий высокие координационные или скоростно-силовые способности [7].
На#nbsp;стабильность группы, несомненно, влияет физическая культура семьи, возраст родителей занимающихся, состав семьи и#nbsp;много других сопровождающих факторов без знания которых достижение успеха будет проблематично. Полученные результаты исследования активизируют педагогическое мышление тренера и#nbsp;направлены на#nbsp;повышение эффективности начальной подготовки резерва в#nbsp;баскетболе.
Литература
1.Хвацкая, Е.#nbsp;Е.#nbsp;Психологическое сопровождение как направление деятельности центра тестирования, отбора и#nbsp;сопровождения спортивно одаренных детей (НГУ им.#nbsp;П.#nbsp;Ф.#nbsp;Лесгафта, Санкт-Петербург)//Материалы 1Х Международного конгресса "Спорт, Человек, Здоровье" (25−27#nbsp;апреля 2019г);Министерство спорта Российской Федерации, Олимпийский комитет России, Правительство Санкт-Петербурга и#nbsp;др.- СПБ, 2019.-С.289−291.
2. Хвацкая, Е.#nbsp;Е.#nbsp;Основы концепции психологического сопровождения спортсменов в#nbsp;процессе обучения в#nbsp;ДЮСШ и#nbsp;СДЮСШОР / Е.#nbsp;Е.#nbsp;Хвацкая // Научно-педагогические школы университета: науч. труды; НГУ им.#nbsp;П.#nbsp;Ф.#nbsp;Лесгафта: ежегодник. —#nbsp;СПб., 2015. —#nbsp;С. 85−88.
4. Горская, Г.#nbsp;Б.#nbsp;Ранняя профессионализация одаренных детей: ресурс развития или источник дисгармонии/Г.Б. Горская, С.#nbsp;М.#nbsp;Ахметов, Ю.К. Чернышенко// Вестник Адыгейского университета. 2013. № 3 (123). —#nbsp;С. 110−118.
5. Петруняк, Д.#nbsp;В.#nbsp;Трудности взаимодействия в#nbsp;системе "тренер-спортсмен-родители спортсмена" с#nbsp;точки зрения тренера // Научные исследования и#nbsp;разработки в#nbsp;спорте: вестник аспирантуры и#nbsp;докторантуры. —#nbsp;СПб.: НГУ им.#nbsp;П.#nbsp;Ф.#nbsp;Лесгафта, 2014. —#nbsp;Вып. 22. —#nbsp;С. 56−59.
6.Хвацкая Е.#nbsp;Е.#nbsp;Психодиагностические методики в#nbsp;работе с#nbsp;родителями юных спортсменов. /Е.Е.Хвацкая, Н.Е.Латышева//Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки.2015. № 1. С. 216−222.
7. Цзинь, Цзябинь. Процесс отбора юных баскетболистов как алгоритм осуществления типологического подхода. /Цзябинь Цзинь, В.П.Попов// Ученые записки Белорус. гос. ун-т физ. культуры: сб. науч. тр. / М-во спорта и#nbsp;туризма Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т физ. культуры; редкол.: С.#nbsp;Б.#nbsp;Репкин (гл. ред.) [и др.]. —#nbsp;Минск, 2021. —#nbsp;Вып. 24. —#nbsp;С.166−171.