Статьи Годлевский Денис

Анатомия специалиста по защите

Анатомия специалиста по защите: разговор с Андреем Кириленко, игрок, которому, не нужен мяч, чтобы быть суперзвездой.
Данная статья - настоящее пособие для развития баскетбольного интеллекта по игре в защите․ Я перевел текст и адаптировать его к русскому баскетбольному языку․ В конце материала ссылка на оригинальный текст․ Youtube ссылки - видео примеры защиты Кириленко․ Под каждой ссылкой перевод его комментариев․
Статья от 2014 года
Кириленко — игрок Бруклина․ Автор: Девин Карпертиан (Devin Kharpertian) БРУКЛИН․

В нестабильном сезоне для «Бруклин Нетс» была одна константа: команда побеждала, когда в игре был Андрей Кириленко․ Кириленко, российский форвард ростом 6 футов 9 дюймов (206 см) с размахом рук 7 футов 4 дюйма (225 см), оказывает не всегда заметное, но ощутимое влияние на игру․ «Он делает очень много мелких вещей», — говорит тренер Джейсон Кидд․ «Он очень значим для нас"․

Я сел с нападающим «Бруклин Нетс» после тренировки команды в среду днем, чтобы поговорить о баскетболе, посмотреть клипы его защиты и обсудить его методы. Кириленко был в тренировочной майке, но с повязкой на больной икре, и никакой физической работы не делал. Травма голени не позволила ему участвовать в играх в выходные, проигрыши «Оклахома-Сити Тандер» и «Индиана Пэйсерс» — двум командам с сильными игроками периметра.

В преддверии игры в понедельник «Нетс» имеет разность побед и поражений 12−5, когда играет Кириленко, и 8−20, когда он сидит.

Команда только что закончила просмотр видео, в котором разбирали последние две минуты их последнего поражения на тот момент, поражения со счетом 104−103 от рук «Торонто Рэпторс». Он был счастлив пересматривать сыгранные матчи, за одним исключением.
«Только не последняя игра!» шутил он.

Изучение защиты через нападение

Я хотел поговорить с Кириленко о защите, но сначала большая часть нашего разговора была о нападении. «Если вы посмотрите, большинство — я не говорю, что это правильно или неправильно, но большинство парней, особенно здесь, в Америке, сосредоточены на индивидуальной игре», — говорит он, просто с намеком на насмешку, но потом быстро добавляет. «Что нормально».

«Индивидуальная игра очень важна в НБА и студенческом баскетболе, — продолжает он. «Переиграть своего оппонента один на один. Но игру без мяча, иногда сильно недооценивают. Если у вас нет мяча, если вы двигаетесь, у вас есть возможность, быть вдвое эффективнее».

Он не ошибается. Лучший бомбардир в НБА — тот, кто без мяча и открыт, а игрок, ведущий мяч, редко бывает открытым; самые быстрые и легкие очки — это очки игроков, входящих под кольцо (cutters) и после бросков с периметра (spot-up shooters). Кириленко перемещается в пространстве без мяча по обеим сторонам площадки.

«С самого начала своей карьеры я как бы играл на обоих концах площадки, с большой энергией», — добавляет он. Он анти — Джо Джонсон, больше сосредоточенный на том, что он может делать без мяча, чем с ним. «Я никогда не был хорошим снайпером. Я всегда был парнем, который любит играть без мяча. Если у меня был мяч, то хорошо. Если мяча не было, тоже хорошо. Я просто приспосабливался».

Кириленко прав, что он не снайпер, но он набирал очки активно перемещаясь по площадке. В прошлом сезоне 70 процентов его бросков с игры, классифицированы как «cuts» (после входов под кольцо), и 76 процентов — очки в переходе, по данным Synergy. Как и следовало ожидать, более 80 процентов бросков с игры Кириленко приходится на броски вблизи кольца, и большую часть фолов он зарабатывает на атаках без мяча.

Вот почему мы говорим о нападении: то, как он набирает очки, влияет на то, как он защищается. Он мастерски ограничивает открытое пространство для защитников, которое он так привык находить в нападении. Его движения могут быть «рванными», почти судорожными, но в одно мгновение они могут изменить игру до того, как кто-нибудь поймет, что только что произошло.

«Мухобойка»

Каждый игрок защиты отвечает за своего оппонента, но Кириленко достаточно умен, чтобы видеть всю площадку, а не только своего игрока. Просматривая игры, во время подготовки к интервью я заметил, что большинство блок-шотов и перехватов Кириленко приходится не на нападающего, которого он защищает, а на нападающего, к которому он незаметно подбирается.

Я хотел знать, как он предвидит эти ситуации. В конце концов, мы говорим о единственном легком форварде в истории НБА, который лидировал в НБА по блок-шотам или блок-шотам за игру, в среднем 3,3 за игру в сезоне 2004−05 и еще 220 блок-шотов в сезоне 2005−06.

«Это чувство, — говорит мне Кириленко. «Читаю игру и оказываюсь в нужном месте в нужное время. Мой атлетизм. Но определенно, если ты умеешь читать игру, и играть без мяча, и вроде как оказаться в нужном месте в нужное время, или создать возможность оказаться в нужном месте в нужное время, я думаю, это дорогого стоит».

Именно это произошло во время одного из самых ярких эпизодов Кириленко в защите в этом сезоне — монструозный блок на Де Жуана Блэра, заслуживший внимание камеры YES Mo Slow-Mo. Он не защищался против Блэра; он даже не был первым страхующим. Это был Мирза Телетович, который застрял на заслоне, установленном Андрея Блатче.

Поскольку Блэр думал, ему нужно обыграть только одного защитника, Кириленко просчитал, что Блэр предполагает, что его путь к корзине открыт. Блэр ошибался.
Рассказ Кириленко: Мирза (Телетович) защищался против Блэра, и я видел, как он его обыграл. Потому что, при игре один на один, примерно 85−90% того, что нападающий обыграет защитника. Преимущество нападающего — первый шаг. Он знает, что собирается делать, а защитник не знает этого. Каждый раз, нападающий играя один на один сосредоточен на своем защитнике, и не видит игрока защиты, который приходит сзади. Он не видит помогающего. Я имею в виду, что некоторые игроки видят, но в этой конкретной ситуации, я думаю, Блэр был так увлечен обигрышем Мирзы, и, в итоге, переиграл его, но не заметил, что идет помощь.
Защита против Дюранта

Кириленко тонко понимает тенденции игроков, загоняя их в неблагоприятные ситуации. Например, защищаясь против Дюранта, Кириленко играет «перед ним» (fronts) по всей площадке, занимая позицию между ним и игроком с мячом. Он работает, с Дюрантом за каждое получение мяча, будь то под корзиной или на периметре.

Я спрашиваю его, почему он это делает, и он дает вдумчивый, исчерпывающий ответ.
Рассказ Кириленко
Конечно, отдать передачу через меня сложно. Когда я играю за получение, то ему намного сложнее получить мяч. Если он легко получает мяч, у него есть свобода в выборе движений. Он знает, что собирается делать. Но если он борется за то, чтобы сначала получить мяч, тогда он думает: «Я должен побороться, прежде чем, наконец, получу этот мяч», у него нет времени, чтобы быстро принять решение как обыграть защитника. Я имею в виду, некоторые из великих игроков делают это. Кевин хорош в таких решениях, но ты усложняешь ему работу.

Ты не позволишь ему получить мяч там, где он хочет. Он просто получил мяч в неудобной позиции, он не играет лицом к кольцу против тебя. Ему нужно потратить время, чтобы развернуться к вам лицом к лицу, и он все равно это сделает. Но он тратит время. Он тратит время на разворот, а все остальные стоят и ждут его, а все наши игроки защиты смещаются для помощи. Если бы он получил мяч сразу, он просто начал бы играть, и ему было бы видно всю площадку.

Защита против Кармело

После изучения его стратегии в отношении Дюранта разговор зашел о нападающем «Нью-Йорк Никс» Кармело Энтони, на тот момент лучшем бомбардире НБА.

Если Дюрант — чистый снайпер, то Кармело Энтони — играет в силовой баскетбол, продавливая защитника на своем пути к корзине. Кириленко не может играть против Энтони так, как он играет против Дюранта; если бы он это сделал, это было бы идеально для Энтони. Вместо того, чтобы атаковать Энтони, Кириленко выдавливает его подальше от трех секундной зоны, заставляя получать мяч далеко от корзины. Он хочет, чтобы Энтони играл в игру Дюранта, — атаковал с дистанции. Это просто математика, а он играет процентами.

Остановить сильного игрока почти невозможно, и Энтони не будет весь матч атаковать с дистанции. Конечно же, он прорвется в краску. Но Кириленко заставил Энтони идти в «толпу"защитников и принимать неправильные решения. В конечном счете, это и есть цель: в игре, где решают сантиметры и действия за доли секунды, каждое неверное решение повышает ваши шансы.
Рассказ Кириленко
Кармело более агрессивен с мячом, он хочет попасть в краску. Он ищет контакта, он хочет прорваться внутрь, он агрессивен в посту и нацелен забить, затолкать, всегда следует за своим броском, как бы подгоняет сам себя (сам свое тело). Вы должны знать каждого игрока. Играя против Кармело, Кевина, Леброна, вы знаете их на протяжении многих лет, у них есть свои склонности в нападении. А у меня есть свои тенденции в обороне и в нападении, так что мы играем в игру. Кто сумеет найти хорошую возможность вместо плохой, сделает неправильны выбор, вместо правильного.

(Создать) Плохие решения. И после этого они все еще могут найти отличную атаку или набрать очки! Но вы пытаетесь снизить их процент и снизить шансы получить удобный бросок, которого они хотят.

Риск

Он мастер риска на площадке, но понимает, что это непросто сбалансировать. «Я бы не сказал, что я слишком рисковый, но я определенно рискую в тот момент, когда мне нужно рисковать», — говорит Кириленко. «Не то, чтобы я рисковал, каждый раз. Например, если я защищаюсь против Дирка, я не пойду помогать другому, а останусь с ним. Но если у меня игрок, кто не такой уж хороший снайпер или никогда не бросал стабильно… у вас есть шанс больше помогать от таких игроков».

Так что он не оставит такого серьезного снайпера, как Дирк. Позже он повторит, что вы должны знать персоналии. Но Кириленко, особо подчеркивает важность времени.
Рассказ Кириленко
Вы должны контролировать секунды. Следите за часами. Время летит, ты его контролируешь. Когда остается около пяти-шести секунд, вы знаете, что можно начинать действовать. Если он получил мяч, у него нет времени отдать передачу. Иногда нужно мужество, чтобы рискнуть. Это правда. Если вы не хотите оказаться в ситуацию, когда вы помогаете, идет прямой пас вашему нападающему и вас за это наказывают. Вы должны найти правильную позицию и правильное время, чтобы пойти помогать. Вы не можете просто бежать и помогать без идеи. Это должен быть подходящий момент.

От одного до пяти

На сборах и в разное время в течение сезона я спрашивал «Нетс» о влиянии Кириленко. Большинство из них дали стандартный ответ, которого вы ожидаете: он отличный защитник, он умный игрок, он делает много черновой работы. Но одна фраза всплывала постоянно: «От одного до пяти». «Нетс» видят в Кириленко игрока, который может защищать все позиции, от разыгрывающих до центровых.

Игроки, которых Кириленко останавливал своей защитой за последние два сезона включает в себя широкий спектр имен на всех позициях: разыгрывающий Стивен Карри, киборг Леброн Джеймс, уникальный снайпер Дирк Новицки, машина для набора очков Кевин Дюрант, вплоть до таких игроков, как Джавал МакГи и Энтони Дэвис.

Он это знает. Он прессингует Стефена Карри в 20 метрах от корзины, чтобы не позволить ему свободно действовать около трехочковой линии. Он меняется на любом заслоне без потери эффективности. Он может защищать как центровых, так и разыгрывающих. Возможно, он не сможет делать это долгое время, но в крайнем случае может «вывести из себя» кого угодно.
Комментарий Кириленко
Я точно могу защищаться, против любой позиции от 1 до 5. Если вы хотите, чтобы я играл в центрового и защищался против Шака, это не значит, что я буду защищаться против него всю игру. Но если недолго, скажем, после быстрой смены, я почти уверен, что секунд пять-шесть я смогу удержать его. Не обязательно, что я буду защищаться против него в силовой манере, выдавливая из-под кольца, но я точно буду «кружить» вокруг него и не дам ему легко получить мяч. Или сфолю на нем, всеми своими действиями буду выводить его из себя! Поэтому он не сможет легко получить мяч. Точно так же, не то, чтобы, я играл центрового и защищался против Бёрдмена или, например, Тима Данкана всю игру, но после смены. пять или шести секунд я определенно смогу это сделать.

Вы должны знать персоналии. Если вы меняетесь и будете защищаться против Рэя Аллена, вы не можете отойти и дать ему пространство. Вы должны защищаться против него высоко на периметре. И так игру за игрой, вы должны знать, что происходит в игре. Кто «в огне», а кто нет.

Кириленко благодарит тренера «Юта Джаз» Джерри Слоана за свое развитие. Каждая предсезонка была настолько структурирована и эффективна, что, по его словам, он мог бы играть в защите с закрытыми глазами в Юте после постоянных схематических тренировок Слоана. Но он также знает, что путешествие началось задолго до того, как он пересек границу.

18 января 1997 года, за месяц до своего шестнадцатилетия, Кириленко принял участие в матче российской Суперлиги за клуб «Спартак» из Санкт-Петербурга. На тот момент он стал самым молодым игроком в истории лиги, которая была высшим уровнем баскетбола в России. Сезон он играл в Питере, затем три года в ЦСКА, который тогда принадлежал нынешнему владельцу «Нетс» Михаилу Прохорову.

Еще ребенком в России Кириленко отточил свой неистовый, динамичный, нестандартный стиль игры без мяча.

«Это забавно, — вспоминает он. «Когда я вырос, у нас было упражнение. Тренер давал мяч и говорил: «Вы играете без ведения». Мы играем в баскетбол, но вы не могли вести мяч. Только пасовать и бросать».

Он улыбается. «Мы всегда выигрывали».

Оригинал статьи: ссылка

Еще больше баскетбольных материалов в моем телеграмм канале https://t.me/by_dgodlev
Made on
Tilda